Зеленым бизнесом ООО «Агро-Поставка» занимается больше 10 лет. На площади 40 га в Мелитопольском районе Запорожской области выращивают весь ассортимент: от традиционных укропа и петрушки до экзотических тархуна и розмарина.
Проблема номер один — сбыт
Руководитель предприятия Виктория Глинская рассказывает, что раньше все посадки были под российский рынок. С 2014 года идет перестройка на внутренний рынок, но осваивать его тяжело, поскольку нет постоянных клиентов.
«В основном на рынке свежей зелени работают посредники. Выращивать и продавать одновременно не позволяет логистика, зелень нужно возить в большие города, а это тяжело», — объяснила предприниматель.
Опыт сотрудничества с супермаркетами негативный, поскольку запросы и требования ритейлеров большие, а в ответ ничего не дают.
«Они выставляют очень большие суммы за маркетинг, а по сути, этим никто не занимается — главное, чтобы зелень была в ассортименте. Кроме того, ценовая политика не соответствует затратной части. При выращивании зелени расходы на логистику и на упаковку очень большие, а супермаркеты предлагают минимальную цену. И хотя многие супермаркеты приглашают, но предыдущий негативный опыт повторять не хочу», — отмечает Виктория Глинская.
Экспортные поставки у хозяйства небольшие. «Когда зеленой продукции нет в Польше, Беларуси или Латвии, к нам обращаются, но постоянных клиентов нет», — говорит она.
Органической ферме Sokolovo FOOD FOREST удалось наладить бесперебойную реализацию зелени. Хозяйство на 7 га расположено под Днепром, и всю продукцию продают в рестораны и сеть собственных магазинов. Сеют салаты, петрушку, укроп, рукколу, шпинат в небольших объемах, для ассортимента. По площади больше всего мяты: шесть сортов, которые занимают почти 1 га, в прошлом году также высадили 2 га лаванды.
Сложность зеленого бизнеса в необходимости организовать быструю доставку, добавляет руководитель Sokolovo Владимир Малышко: «Зелень быстро вянет, особенно зимняя, она очень нежная, особенно если не использовать химию. Легко выращивать, тяжело продавать — это про зелень. Кроме того, нужно постоянно поддерживать ассортимент».
Вырос спрос на розмарин и тимьян
По опыту ООО «Агро-Поставка», укроп и петрушка — две основные позиции, пользующиеся наибольшим спросом в Украине, причем на 2 кг укропа обычно покупают 0,5 кг петрушки.
«Еще лет 8 тому назад руккола была диковинкой. Сейчас это обычный, постоянный продукт, — говорит Виктория Глинская. — Стали больше употреблять шпината, активнее берут салаты, понемногу растет интерес к тархуну. Розмарином, тимьяном раньше никто не интересовался, а в последние два года, в связи с коронавирусом, спрос на них заметно вырос. Розмарин имеет явно выраженный хвойный запах, его добавляют в мясные блюда. А тимьян закупают для чаев с отхаркивающим действием, полезных при легочных заболеваниях».
В семенной компании «Рийк Цваан» отмечают, что больше всего заявок получают на листовые салаты (сорта Алеппо и Кармеси), айсберг (сорт Платинас) и шпинат (Боа) — это тройка самых востребованных позиций. «Очень вырос спрос на шпинат и мангольд», — рассказывает менеджер по продажам «Рийк Цваан» Станислав Овчарик.
Владимир Малышко добавляет, что среди его клиентов популярны салаты айсберг, лолло-россо. «Распробовали мяту, причем органическая мята вкуснее, как говорят. Её добавляют в различные напитки, коктейли. Если летом накапливается излишек, продукцию сушим, используя инфракрасную сушку, и продаем в сухом виде», — добавляет он.
Цена на зелень меняется в течение дня
В зимний период самым дорогим является базилик. Он требует отапливаемых парников и искусственного освещения, объяснила Виктория Глинская.
В целом же зелень — это продукция, цены на которую меняются в течение дня. Все зависит от насыщенности рынка, на который очень влияют импортные поставки. Если на рынке продукции много, цена может упасть до 10 грн/кг, при этом утром она может стоить 5-7 грн/кг, вечером — 50 грн/кг или наоборот.
По оценке Виктории Глинской, на рынке до 90% импортной зелени.
«Постоянно завозится зелень из Узбекистана, она полностью заполонила наш рынок. Если раньше они поставляли только укроп и петрушку, то сейчас представляют весь ассортимент — и салаты, и рукколу, и кинзу, и шпинат, щавель».
Более благоприятные погодные условия и дешевая рабочая сила способствуют тому, что узбекская зелень имеет более низкую цену. К примеру, сбор зелени стоит 5 грн/кг, плюс расходы на доставку — итого продукция может обойтись в 30 грн/кг, а реализуют ее зимой по 70-60 и даже 100 грн.
Так что шанс заработать у наших зеленщиков появляется только во время заморозков в Узбекистане. Ведь летние месяцы стали жарче, много средств идет на полив, так что и летней зелени тяжело выдержать конкуренцию с импортом.
Веточки зелени отщипывают вручную
В зеленом бизнесе много ручного труда: веточки отщипывают вручную, потому что срезанные хранятся плохо. Применяется также ручная прополка, поскольку гербициды плохо работают по зелени. «Мы стараемся вообще не пользоваться гербицидами, а ручная прополка — это очень затратно», — говорит Виктория Глинская.
В ООО «Агро-Поставка» постоянно работает 5 человек, летом для сбора урожая дополнительно нанимают до 30 человек. «Уборка приходится на конец мая, а в это время стартует черешня, ягода, и работники идут, где им обещают больше денег. Тогда ходишь и любуешься своим укропом», — иронизирует Виктория Глинская.
В Sokolovo FOOD FOREST занято 5 человек.
«Дополнительная сложность органического производства зелени — отсутствие квалифицированных агрономов. У нас уже третий агроном с начала запуска. Предыдущим было сложно перестроиться, не все хотят учиться, хотя информация доступна. Беспрерывный процесс выращивания органической зелени в хозяйстве налаживали несколько лет, и только в прошлом году начало что-то получаться. А до этого — то мошкара все съест, то тля заведется, то морозы уничтожат ранние посевы», — рассказывает Владимир Малышко.
Кроме ручного труда, еще одна статья затрат зеленщиков — семена. Ведь процесс посева зелени идет постоянно, расход большой.
«Семена обычно покупаю, а потом с первой репродукции выращиваю свои семена. Если бы все время покупала, то, наверное, уже бы бросила этот бизнес. Хорошие семена укропа, сорт Олигатор, стоят 1000 грн/кг, а на 1 га требуется 7 кг», — делится опытом Виктория Глинская.
При низкой цене свежую зелень легче пропахать, чем собирать
С учетом спроса «Агро-Поставка» расширила объемы под рукколой и шпинатом, но все 40 га не задействуют из-за отсутствия рынка сбыта. Сейчас у компании под зеленью около 25 га, на остальных полях сеют пшеницу — она хороший предшественник травяных растений, а солома идет на удобрение.
В условиях отсутствия сбыта и цены посевы планировать сложно, подчеркивает Виктория Глинская: «Мы как слепые котята. Посеяла 10 га укропа, он подошел, а цена 5 грн при себестоимости в 7 грн, и это еще на кусте. Для сбора нужно нанять людей. Перекупщики дают 10 грн/кг, и я получаюсь в убытке. Нет смысла его убирать, легче его скосить и перефрезовать».
Такие ситуации, когда приходилось пропахать готовый урожай, случались в прошлом и позапрошлом году.
«К сожалению, предприятия не закупают зелень для заморозки, специй. Четыре года назад предложила Токмакскому консервному заводу зонтики для закваски помидор. Они согласились взять по 1 грн. Да за такие деньги невозможно даже нанять рабочих для сбора и погрузки на машину! Предложила им скосить и прогрузить самим бесплатно, но они и этого не сделали», — говорит предприниматель.
Для переработки зелени нужны солидные инвестиции
Выходом из ситуации могла бы стать собственная переработка зелени, но это требует значительных инвестиций. И если ягоду можно продавать замороженной, то зелень привыкли потреблять в свежем виде. А чтобы сушить ее на специи, нужно высококачественное оборудование.
«Только машина для мойки и упаковки салата на выставке в Германии стоила 400 тыс. евро. Сейчас с трудом собираю на еще один холодильник: для хранения продукции при -1°С уже есть, нужен еще один для хранения при температуре +5°С. Фундамент заложен три года назад, но лишних средств нет. Без уверенности в завтрашнем дне кредиты брать боюсь, можно остаться без ничего. Если до 2014 года все было стабильно: вырастил, собрал, продал, то сейчас это лотерея», — утверждает руководитель ООО «Агро-Поставка».
Не лучше ситуация и в овощном бизнесе. «Возле меня 7-8 овощников было, сейчас один остался. Со стороны кажется, что это легко. Один год вырастила морковь, она стоила 1 грн. И ладно бы ее брали по такой цене, но в момент уборки ее просто не покупают. Спрос появляется в январе, феврале, а чтобы ее хранить, нужны хранилища, если же их арендовать, то не заработаешь, еще и уйдешь в минус. Легче оставить ее на поле и не убирать», — считает Виктория Глинская.
Зеленые перспективы
Несмотря на сложности, мелких зеленщиков становится все больше, во многом из-за отсутствия альтернативы, считает эксперт. «Или выращивать картошку и продавать по 3 грн, или зелень. Частные хозяйства демпингуют, потому что сами убирают зелень», — объясняет Виктория Глинская.
Зелени в Украине много, и даже для органической продукции сложно получить надбавку, продолжает Владимир Малышко. За органические овощи покупатели уже готовы платить больше.
Отказываться от дела, которому посвятила больше 20 лет, Виктория Глинская не собирается. «Уже семь лет надеюсь, что что-то поменяется. Но, к сожалению, нет. В Израиле для производителей зелени существует логистическая платформа, на которой можно искать клиента, и под него планировать урожай, сразу же оговаривая цену. Цены, кстати, небольшие, порядка 2,5 евро. Но израильский фермер еще на этапе закупки семян знает, сколько заработает. У нас же, кого нашел, тому и продаешь. А если нет, то выбрасывай урожай», — подытожила руководитель ООО «Агро-Поставка».
Валентина Оврас, AgroPortal.ua