Step by step: как украинские животноводы сочетают выживание отрасли и евроинтеграционные процессы
Пойти в банку: как увеличить прибыльность украинского меда
Цены растут, маржинальность переработки падает: выстоит ли рынок масличных
Общемировое потребление ржи снижается, поэтому наблюдается тенденция сокращения посевных площадей под этой культурой. В последние годы страны выращивают рожь преимущественно для собственных нужд.
Для минимизации схем нарушения законодательства Украины при экспорте отдельных видов товаров, вывода значительной части экономики из тени и увеличения поступлений в государственный бюджет правительство ввело режим экспортного обеспечения на некоторые категории аграрной продукции. Но, по мнению участников рынка, механизм не полностью продуман и приспособлен к рыночным реалиям.
Горох благодаря своим агротехнологическим, кормовым и экономическим преимуществам является важной для сельскохозяйственного производства культурой. В 2024 году площади посева гороха составляют 212,1 тыс. га, что на 41,4% больше прошлогодних показателей.
Зерновые культуры в Украине по производству, потреблению и экспорту держат более устойчивую позицию, чем нишевые. Однако ситуация меняется под влиянием различных факторов.
Экспорт органической продукции до войны был гораздо более диверсифицированным. Сейчас украинские производители имеют ограниченные логистические возможности. Впрочем, появляется больше готовых продуктов, которые производятся в Украине и попадают на полки европейских супермаркетов. Пока речь идет о небольших объемах, но они растут в структуре экспорта.
Посевы озимого ячменя осенью займут до 640 тыс. га, однако нынешние засушливые условия могут привести к увеличению площади под этой неприхотливой культурой.
Украинские аграрии в этом году засеяли соей около 2,7 млн га. Это максимальные посевные площади под данной культурой за все годы независимости. Предыдущий рекорд в 2,1 млн га был зафиксирован в 2015 году.
Аграрный сектор обеспечивает 63% общего экспорта товаров из Украины и 8% ВВП. Но сейчас эта ведущая для экономики отрасль сталкивается с целым рядом вызовов: война, заминирование полей, усложнение логистики, изменение климата, дефицит работников. Важно, что в таких условиях украинские производители продолжают сеять и производить продукцию, постоянно адаптируясь к новым сложностям.
В этом году Украина уменьшила производство сертифицированного семенного картофеля более чем на 40%. В целом на 2024 год 19 производителей предоставили информацию, что вырастят 33,5 тыс. т картофеля на семена, тогда как до войны выращивалось около 66 тыс. т.
Ситуация с потреблением крахмала на рынке Украины в последние годы меняется очень динамично. По информации украинских производителей и открытых источников, еще до полномасштабного вторжения россии его потребление внутри страны составляло 12 тыс. т. Сегодня рынок крахмала уменьшился, и внутреннее потребление составляет примерно 8 тыс. т.
Украинский мед, импортируемый в Европейский Союз, попал под действие тарифных квот. Он стал последним продуктом, который достиг установленного лимита, что привело к введению «экстренного торможения».
Нерентабельная ценовая конъюнктура на популярные зерновые культуры заставляет агропроизводителей искать новые направления в растениеводстве. Среди таких — выращивание фасоли.
В Украине наблюдается сокращение внутреннего потребления молочных продуктов. Это связано со многими факторами, в частности — с уменьшением сырья для переработки. Спрос упал, и малые и средние предприятия не выдерживают конкуренции с крупными игроками рынка. Возможно, единственным фактором поддержки среднего молочного бизнеса в Украине является развитие отрасли на внешнем рынке.
Отечественный рынок подсолнечника является достаточно предсказуемым и уже давно работает по определенным стандартам. Несмотря на не слишком удачное начало сезона с точки зрения ценообразования, сейчас украинское подсолнечное масло пользуется спросом у импортеров, маржа переработчиков растет, поэтому они активно борются за остатки сырья.
До 2022 года в Украине замороженная продукция отечественного производства составляла 73%, импорт, соответственно, — 27% (основные торговые потоки были из Польши, Германии и Бельгии). В прошлом году ситуация стала кардинально иной — ввезенная замороженная продукция составила 71%, а то, что было изготовлено в Украине, — 29%.
Украинскому аграрию не всегда удается получить надбавку к цене за выращенную органическую продукцию. Маржа может составлять от 0 до 50%. Но если рассматривать перспективы ближайшего будущего, то органическая продукция, учитывая углеродные цепи и выбросы парниковых газов на единицу продукции, имеет определенную приоритетность и преимущества перед традиционной.