Как бизнесу помогают карпатские знахари и современный маркетинг

03 января 2019, 06:55 5681

Несколько молодых предпринимателей вложили порядка $100 тыс. в отборное природное сырье, современное перерабатывающее оборудование и креативный маркетинг. Окончание первого года продаж готового продукта свидетельствует: к февралю инвестиции уже окупятся.

Евгений Гончаренко с друзьями создали «MOL'FAR. Чай чистой души» — на основе легендарной украинской травы иван-чая, или кипрея.

1. Почему кипрей? Как выбирали бренд

Кипрей первым появляется на лесных вырубках или пожарищах. Создает тень, под которой собирается влага и начинают расти другие растения. Залечивает раны, восстанавливает жизнь.

Рецепты целебных трав передавались карпатскими знахарями — мольфарами.

Видимо, что-то нашептали и этой молодой команде. Теперь имеют свою легенду. Пишут о ней на всех упаковках продукта, в информационных материалах.

2. Минимализм. Без шароварщины

Мы осовременили традицию, — объясняет Евгений Гончаренко. — У разных поколений разные взгляды. Уважаем старину, но не воспринимаем шароварщину.

Наш органический чай следует традиции мольфарства — понимание и откровенные отношения с природой, минимализм и отказ от избыточности ради длительного сохранения окружающей среды.

Наша миссия — донести и адаптировать эти древние знания в современном мире.

Источником вдохновения, очень близким по стилю и настроению, для нас стал музыкальный бренд ONUKA.

3. Требовательный сбор. Проблема с кадрами

В сезон вся команда идет в горы. Щедрые плантации кипрея (научное название — хаменерий узколистный) есть на северных склонах Полонины Боржава, возле горы Гемба, неподалеку от водопада Шипот. Это в Межигорском районе Закарпатской области.

Дополнительных сознательных и ответственных работников нанять очень сложно, признают предприниматели:

«Мы не ходим большими группами, дабы не вытаптывать ценные растения. Строго инструктируем, чтобы сборщики обрывали только нужные листочки, не вредили цветку. Обрывать надо лишь в определенное время суток. Покупаем листья, собранные только таким образом.

Нам трудно конкурировать даже с ягодами — на их сборе людям удается заработать больше.

Кроме того, на сезон именно в нужное и для нас время многие местные едут на заработки за границу. Поэтому выбирали локацию для производства и сбора сырья в том числе и с точки зрения имеющегося трудового ресурса».

Кстати, другие травы и дикие ягоды MOL'FAR тоже добавляет в свои чаи для расширения ассортимента.

4. Местное органическое производство

Долго выбирали помещение под фабрику. Наконец нашли недостроенное сооружение, крытое, но без окон. Сделали там все в соответствии с требованиями HACCP. Сразу знали, что обязательно будут сертифицировать и саму продукцию, и весь процесс производства по самым требовательным международным стандартам органического производства. Имеют сертификат Оrganic Standart.

Домика и 23 соток усадьбы хватило, чтобы обустроить пункт приема, где листья сушат, подвяливают, а также установить профессиональное оборудование для ферментации, окисления, прокаливания чайного листа. Здесь же готовый чай миксуется по авторским рецептам и фасуется в крафтовую упаковку из экологических материалов — с минимальным количеством краски, без клея, полиэтилена или полипропилена.

«Такая технология изготовления классического ферментированного чая отличает нашу продукцию от трав и травяных чаев, которые продаются на местных рынках, возле туристических маршрутов. Примеси мяты, чабреца, мелиссы и ягод добавляют разнообразия. Разумеется, стоит наша продукция дороже — 90-100 грн за 50-граммовую упаковку чая, — объясняет Евгений. — Местные продавцы заинтересовались фабрикой. Начали брать продукцию под реализацию. Некоторые с удивлением говорили, что считали эту траву обычным сорняком.

К нам уже начали заходить и туристы. Очевидно, надо будет достраивать гостевой домик, мини-отель».

Производство рассчитано на четырех сотрудников, хотя пока справляются и двое.

5. Реализация

В октябре 2017 года, через год после запуска бренда, MOL'FAR появился на витринах культового магазина GoodWine. AgroPortal.ua удивились так же, как и вы сейчас: что-то странно, как совсем молодой торговой марке удалось попасть туда так быстро?

Евгений Гончаренко рассказал: «Просто мы четко знали, к какому специалисту надо обращаться. Продакт-менеджер GoodWine Дмитрий Филимонов является чемпионом по завариванию чая, получил титул не только в Украине, но и на чемпионате чайного мастерства в Китае. Оставили ему образец на пробу. Дмитрий признался, что пробовал и другие чаи из кипрея, но у них были недостатки — жестковатая скрутка, посторонний запах. Знаем, что производители ферментируют эти листья, используя мясорубку, отсюда и проблемы. Наш способ дороже, но дает более качественную продукцию на выходе».

AgroPortal.ua тоже обратился за оценкой к эксперту Дмитрию Филимонову: «Я долго искал иван-чай отечественного производства. MOL'FAR оказался качественным и интересным. Поэтому без колебаний поставили его на свои полки. Кроме того, у него есть плюс — сертификат органического продукта, а это очень круто! И второй плюс — производство в заповедном районе Закарпатья, мы туда съездили, все рассмотрели».

«После такого признания дела пошли динамично, — признает Евгений Гончаренко. — Все-таки очень важно, когда попал на глаза лидеру мнений. Другие увидели наши позиции, и предлагать продукт стало легче».

Также предприниматели потратились на участие в авторитетной Международной выставке органических пищевых продуктов BIOFACH в Нюрнберге. Зато попали в поле зрения известной сети Fozzy Group и неожиданно для самих себя получили приглашение для своего чая на витрины «Сильпо» во Львове и Мукачево.

Во многом помогает общение в тусовке производителей и реализаторов органической продукции, поскольку есть возможность зайти в специализированные магазины органических товаров, на фермерские выставки и ярмарки.

Конечно, продают чай и через интернет — без этого никак.

Эстетику товара оценили крупные компании, которые начали заказывать оригинальный чай для корпоративных подарков. MOL'FAR поблагодарил за подсказку и теперь собирает на продажу целые тематические подарочные комплекты.

6. В узком «горле»

«Наверное, это типично для любого бизнеса: постоянно преодолевать узкое «горло», — делится Евгений Гончаренко. — Сначала не хватало финансирования, затем искали классную сушилку. Первое время было проблематично продать продукт, а теперь думаем, как оптимально распределить то, что осталось на складах, — полки не должны пустовать, чтобы о нашем продукте не забыл потребитель. Думаю, это нормальные рабочие проблемы».

Постоянно опрашивают различные фокус-группы, людей разного возраста. Говорят, будут искать что-то новое и постоянно меняться. Поскольку в современном мире — все гибкое и адаптивное.


Для справки: информация была озвучена в рамках выставки-конференции «Травяной бизнес-2018», организованной компанией «Инфоиндустрия» при поддержке Украинского проекта бизнес-развития плодоовощеводства UHBDP.


Ирина Садовая, AgroPortal.ua