Деньги с ароматом: съедобные цветы для гурманов

09 мая 2019, 06:42 4396

Омлет из одуванчиков, печенье с лавандой, салат с календулой — это не меню Дюймовочки, а полюбившиеся блюда завсегдатаев ресторанов Европы. Мода, зародившаяся несколько лет назад, обретает коммерческий интерес. В Нью-Йорке килограмм сирени продают за $20-25, во Франции пучок лаванды стоит €10, в Киеве цветок кабачка обойдется в 5 грн.

Подхватив мишленовские изыски с использованием живых цветов в пищу, производители в странах Западной Европы позиционировали съедобные цветы не как элемент декора, а как самостоятельную категорию пищевых продуктов. Существует около 50-ти видов цветов, которые не просто годятся в пищу, но и имеют лекарственные свойства. Именно на это и делают упор производители, занимающиеся выращиванием зелени и решившие расширить ассортимент. Таким образом, съедобные цветы перекочевали из категории пряностей и деликатесов в категорию продуктов для здорового питания.

Спрос на съедобную красоту растет

Сегодня во Франции еженедельно продают около 150 тыс. съедобных цветов и, судя по всему, тренд и не думает идти на убыль. Наоборот, в сравнении с прошлым годом, спрос на съедобную красоту удвоился. Расширилась также и география пищевой флористики. Если для южных регионов Европы фаршированные цветы кабачка так же экзотичны, как голубцы для нас, то в скандинавских странах этот тренд имел куда больший резонанс. Соскучившиеся по весенним краскам шведы, например, запустили серии йогуртов с фиалками и хризантемами, а злаковые смеси с лепестками роз и настурции с прошлого года оккупировали полки датских супермаркетов.

Съедобные цветы стоят в среднем вдвое дороже, чем их «родственники» из флористических магазинов. Кроме того, ассортимент цветов для кухни гораздо шире. К пищевой флоре предъявляют такие же высокие требования, как и к другой зелени.

Европейские тренды уже в Украине

Мода на съедобные цветы пришла и в Украину. AgroPortal.ua познакомился с владелицей фермы «МоркваФерма» Ириной Кроль, которая с мужем Дмитрием занимается выращиванием съедобных цветов для киевских ресторанов.

«Мы обратили внимание на проблему нехватки качественной пищевой продукции, когда в нашей семье появился первый ребенок. Тогда мы радикально пересмотрели свою жизнь — хотелось питаться правильно, употреблять вкусную, настоящую еду, экологически чистые продукты. Так и возникла идея выращивать продукты самостоятельно», — рассказывает Ирина Кроль.

Свою первую попытку коммерческого огородничества супруги осуществили на участке родственников в 200 км от Киева. Дело пошло, но стало понятно, что эффективнее было бы выращивать овощи и зелень поближе к Киеву. Так под Борисполем и образовалась «МоркваФерма».

«Наша «фишка» в агроэффективности. У нас небольшой участок в 50 соток, где ни один сантиметр земли не гуляет. Участок такого размера под силу обработать вручную нам с мужем — потому и нет необходимости применять химию», — объясняет Ирина Кроль.

Мини-фермеры работают в основном на открытом грунте, но планируют расширить и модернизировать имеющуюся теплицу. Выращивают скороспелые, ранние культуры — зелень, салаты, листовую капусту и уже второй год ввели в ассортимент съедобные цветы — цветки кабачка, васильки, настурцию, бархатцы.

«Идея выращивания цветов пришла неслучайно — мы следим за европейскими трендами и понимаем, что наш рынок идет след в след за западным с небольшим отставанием. Я уверена, что популярность съедобных цветов будет набирать обороты», — говорит Ирина Кроль.

В ожидании повышенного спроса

«МоркваФерма» существует на рынке уже 4 года, сотрудничает с ресторанами, занимается продвижением идей здорового питания и имеет хорошую репутацию. Потому цветы стали любопытным дополнением к привычному для рестораторов ассортименту. 

Предприятие работает в режиме постоянных посадок, чтобы на протяжении всего сезона иметь свежую продукцию и обеспечить бесперебойные поставки.

«Мы понимаем, что съедобные цветы — это не тот продукт, без которого не может выжить ресторан, но как нишевая ячейка это может быть привлекательным и перспективным. Мы, например, сами предлагали брать на пробу цветы, не дожидаясь запроса от рестораторов. Цветы же в принципе можно купить и в цветочном магазине, но они обработанные, а мы наши продукты не обрабатываем», — подчеркивает владелица «МоркваФермы».

Определенных пристрастий фермеры пока не отмечали, спрос только формируется, и все зависит от вкуса шефа или кондитера.

«Цветы продаются поштучно или в наборах. В прошлом году мы продавали цветки кабачка по 5 грн за штуку, так как они довольно большие и их идет несколько штук на блюдо. Настурция, анютины глазки пользуются наибольшей популярностью. Я наблюдаю волнообразный интерес к нишевым культурам. Помните, какую популярность приобрела голубика несколько лет назад? Подобный всплеск интереса мы ожидаем и в области съедобных цветов», — резюмирует Ирина Кроль.

Привить цветочный вкус

По словам постоянного клиента «МоркваФермы», соучредителя сети кондитерских Honey Анны Завертайло, в кондитерской всегда думали о внешнем виде блюд и стремились к эстетике, ведь каждое блюдо, как произведение искусства, должно быть совершенным и по вкусу, и на вид.

Кондитеры экспериментировали со злаками, ягодами и в прошлом году решили использовать цветы и микрогрин (ростки проросшего зерна).

«Пока, к сожалению, не все гости понимают, что цветы можно употреблять в пищу, воспринимают их как элемент декора, а не вкусовой оттенок. Жалко видеть, как посетители выбрасывают цветочки, но мы воспитываем наших клиентов и объясняем, что это не только красиво, но и вкусно. К мяте в десертах давно все привыкли, привыкнут и к календуле», — рассказывает Анна Завертайло.

«МоркваФерма» — это первое предприятие, которое занялось выращиванием съедобных цветов под Киевом, но подобные предложения с прошлого года стали делать фермеры под Одессой, Львовом и Днепром. Средняя цена за 50 г микрогрина или цветов колеблется в пределах 30-50 грн.


Лада-Александра Антомонова, AgroPortal.ua