Букет против борща
Белые стены и такого же цвета ящики вместо стеллажей. В центре — стол. Это вся мебель живой мастерской «Лейка». Лилия Бервецкая — владелица и разработчик букетов из тарани, колбасы, ягод и чеснока — стоит за столом и нарезает бумагу для оберток.
«Фрилансеры помогают только на крупных заказах и под праздники. В остальные дни — сама. Чтобы построить бизнес, надо на всем экономить. Стол сделал муж. За ним работаю, за ним проходят мастер-классы. Но, если чего-то не умеешь, дешевле нанять специалиста, чем портить материалы», — советует она.
Начинала работать дома. Букеты продавала через соцсети. Еще не прошло и года, а уже открыла офис на Печерске и планирует нанимать рабочих на постоянной основе. Говорит, что такая скорость — это шок и закономерность одновременно.
«Сегодня очень легко начать заниматься тем, что любишь и умеешь. Вопрос только в качестве продукта. Первый шаг — это тестовые изделия. Дарите друзьям и смотрите на реакцию. Выставляете в соцсетях. Сделала 8 рождественских венков, и их купили. И не только друзья, но и незнакомые люди. Первый овощной букет составила 1 июня маме на день рождения. Эту дату считаем стартом «Лейки». Поняла, что можно этим заниматься в формате бизнеса, когда возник вопрос: ставить в холодильник борщ или букет?» — смеется Лилия.
Собственная формула
Холодная комната для цветов — это в магазинах. Часто их хранят дома в холодильнике. Покупают на оптовых базах. Минимальное количество — 10 цветков одного вида.
«Чтобы выйти в плюс при таких закупках, надо обслужить свадьбу, корпоратив. Если создаешь по букету — хорошо, когда в ноль выходишь. Много цветов портится. С овощами, фруктами нет таких проблем. Заказали — пошла, купила что-либо и даже одну штуку. Ну и брак можно съесть. Пока научились красиво раскрывать гранаты, всех родственников ими обеспечили. Так же с мясом — съедаем все остатки», — добавляет владелица мини-бизнеса.
В соседней комнате кладовая — декор впрок и два бывших в употреблении, но до блеска вымытых домашних холодильники. В одном — овощи, в другом — мясо, колбасы, ветчина, балык. Если заказывают, то и хамон. Готовый букет, в котором полтора килограмма мяса, перец, чеснок и другие ингредиенты, стоит от 550 до 650 гривень.
«У меня есть формула: сколько стоят продукты, столько же беру за работу. Универсальный подход к оценке любого хенд-мейда. Можно и дороже, но работа не может стоить меньше, чем материалы», — советует Лилия.
За доставку — отдельная плата. Ею занимается муж Лилии — Богдан, которого она в шутку называет «рабом Лейки». Хотя он телепродюсер. Лилия — театровед.
«Муж — это мозг, сердце и мускулы мастерской. Он придумал ее название, на нем закупки и доставка. Продукты покупаем ежедневно под заказ. Каждый букет надо везти отдельно, потому что тяжелые. Рекордным был 20-килограммовый. Составляла его 2 часа», — объясняет Лилия.
Эффект «вау»
Съедобные букеты заказывают креативные люди со вкусом. Часто берут коллективы своим руководителям. Тем, у кого все есть и кого трудно чем-то удивить.
«Красные перцы, чеснок, хороший хамон и эффект «вау». Потом говорят: «Шеф был в шоке, радовался, просто капец». 15 минут славы тому, кто куда-то придет с таким букетом, гарантированны. Затем с ним фоткаются и едят. Возможно, поэтому большая часть постоянных клиентов — мужчины», — рассуждает Лилия.
Для нее главное, что люди едят ее букеты. Свежие и вкусные продукты — это то, что защищает от конкурентов.
«Наша идея не нова и мы не первые. Когда только открылись, друзья еженедельно по несколько ссылок сбрасывали на аналогичные мастерские. Но конкурентами их не считаю. Качественный продукт будет себя продавать всегда. Поэтому пробую все, что покупаю. Если я, например, не люблю сала, то с ним и не работаю. Не понимаю, какое вкусное и как выбрать качественное», — добавляет владелица.
Интуиция — компас женского бизнеса
«В сезон на рынке суперпродукты. Лучше, чем в маркетах. Мои любимые поставщики — это бабушки с рынка. Знакомлюсь, говорю, берегу их телефоны. У них беру большие яркие овощи, свежие и сушеные травы», — продолжает Лилия.
Охапки разнотравья и лавра стоят на полках из ящиков. Кое-где настоящие тыквы.
«Зимой скупала у бабушек калину. Шли «на ура» витаминные букеты из лимона, имбиря, корицы, калины и ложки для меда. Брали даже артистам их поклонники», — вспоминает она.
Среди зимы удивляли букетами из клубники. Найти ягоды не проблема. Перед Новым годом клубнику покупали по 40 гривень за полкило. Иногда такую цену платят даже летом, чтобы купить большую красивую ягоду.
Говорят, занимайся своим хобби — и не будешь работать. Лилия поняла, что это не так, когда занялась тем, что нравилось. Всегда есть то, что нравится, и то, что просто надо сделать.
«После окончания института Карпенко-Карого Киев мне не пошел. Работала на телевидении, в театре, но вернулась домой, в Ивано-Франковск. К декорированию всегда имела талант, поэтому приятельница попросила оформить ей свадьбу. Всем понравилось. Года три украшала и составляла цветочные букеты как фрилансер. Вернулась в Киев», — вспоминает Лилия.
Двухдневные курсы в Харькове — это все ее образование флориста. Остальное — Интернет. А скорость и аккуратность в любой работе приходят с опытом и практикой.
«Все, что я задумываю, сначала делаю сама. Отрабатываю технику. Затем показываю своим фрилансерам. Все выполняю интуитивно. Не хватало знаний по организации и ведению бизнеса — послушала онлайн-лекции. Лучшие варианты — ехать учиться за границу. Сейчас для меня это дорого. Дешевле Россия, но нет уверенности, что там научат большему, чем я уже достигла», — уверенно говорит Лилия.
Уверенность — это еще одно условие, чтобы из своего хобби сделать собственный, пусть маленький, но успешный бизнес.
Мирослава Соколова, AgroPortal.ua