Овощи, которые растут без земли, или Аквапоника в действии

19 декабря 2018, 07:02 22826

Свое начало аквапоника получила, скорее всего, в Азии, когда сельские жители, выращивая рис, обратили внимание, что урожаи увеличивались на тех полях, куда после затопления запускали рыбу. Отходы жизнедеятельности рыб давали рису дополнительный источник питания. Аналогичные результаты были получены и ацтеками в Центральной Америке.

Сегодня большинство органической продукции на полках супермаркетов — импорт. Но если сравнить испанские черри с украинскими — то цена последних в разы меньше, а качество, возможно, и лучше.

На украинском рынке еще нет культуры потребления отечественных продуктов, тем более — органических. Один из разрушителей стереотипов — компания ООО «АКВА СИСТЕМ ОРГАНИК» ТМ AQUAFARM, которая в Киевской области (г. Васильков) выращивает клариевого сома и тилапию. Сейчас активно вводят в эксплуатацию тепличные комплексы, где на гидропонных системах выращивают томаты, салаты и микрогрин.

Технология голландская, опыт украинский

Строить ферму семья начала в 2016 году. Ездили в Голландию и Германию перенимать опыт. «Мы поехали в Берлин, именно там есть пример подобной фермы. Студенты Берлинского аграрного университета на средства гранта с Deutch Bank разработали экспериментальную систему, где также выращивают тилапию и некоторые виды растений, — рассказывает исполнительный директор ООО «АКВА СИСТЕМ ОРГАНИК» Оксана Прокоса. — В то время, когда мы посетили немецких студентов, строительство фермы было в активной фазе, но еще нужно было научиться многим моментам.

Источник фото: AgroPortal.ua
Источник фото: AgroPortal.ua

Главная проблема — баланс двух систем: количество рыбы должно соответствовать определенному количеству овощей. При избытке одного или другого — ничего не получится. Конечно, сначала вдохновлялись голландскими практиками гидропоники. Нужно отметить, что бассейны, фильтры — украинского производителя. А гидропонные системы уже импортируем: к сожалению, у нас аналогов нет».

Первая цель — разрушать стереотипы

Рынок сейчас имеет много некачественной дешевой рыбной продукции, выращенной в Украине на небольших, так называемых «гаражных» УЗВ, прудах, на кормах сомнительного происхождения. Также присутствует некачественный импорт из Китая. У конечного покупателя существует недоверие. Поэтому сформировать хороший имидж украинской тилапии — настоящий вызов для аквафермы.

Источник фото: Aquafarm
Источник фото: Aquafarm

«Так, например, слоган нашей коллаборации с рестораном ODESSA: «Новая тилапия — новая любовь!». Экологически чистая тилапия теперь есть и в Украине, к тому же она совершенно доступна. Доставляем шефу в день ее вылова», — рассказывают в компании.

«N.B!» Украинцы выращивают рыбу и овощи с помощью аквапоники

Новая для Украины отрасль имеет огромный потенциал, и компания ООО «АКВА СИСТЕМ ОРГАНИК» ТМ AQUAFARM — первая в Украине, кто реализует такой проект по выращиванию рыбы с использованием инновационного метода аквапоники в промышленных масштабах.

На сегодня акваферма выращивает 100 т рыбы в год, также запущены в работу теплицы. Сейчас на ферме выращивают клариевого сома и тилапию (красную и серебряную). Площадь комплекса для выращивания рыбы составляет 1500 м2, а теплиц для выращивания растений — 3500 м2. Это дает большие перспективы для богатого урожая как рыбы, так и растений. Для того чтобы растения ничем не болели, поскольку влажная среда очень способствует развитию болезней, комплексы полностью разделены, а вода циркулирует по водопроводам.

Джерело фото: AgroPortal.ua
Джерело фото: AgroPortal.ua

Выращивание рыбы ТМ AQUAFARM происходит циклически в течение года в рециркуляционных системах, что исключает влияние негативных внешних факторов. В компании отмечают, что категорически не используют антибиотики, стимуляторы роста и гормоны. Малек рыбы импортируется из Нидерландов. При выращивании рыбы используются сертифицированные корма, что позволяет обеспечить контроль за здоровьем рыбы, прослеживаемость, соответствие и ответственность на всех этапах производства.

Преимуществом компании является и то, что по подходам к выращиванию производители ориентируются на европейские стандарты. Плотность посадки рыбы на метр кубический — 160-180 кг.

«Мы можем увеличить плотность, за счет чего увеличится и объем производства, но нашим приоритетом является не количество, а качество продукции. Систематически проводим лабораторные исследования рыбы и качества воды», — отмечает Оксана Прокоса.

Цена на тилапию на ферме — 180 грн/кг, клариевого сома — 150 грн/кг. «Всегда приходится конкурировать с другими производителями, поскольку за высокое качество продукции нужно платить, пока с этим сложно. Также у нас есть собственная коптильня, которая создает настоящие украинские специалитеты премиум-качества», — рассказывают представители аквафермы. — Мы внедряем на производстве систему HACCP, систему безопасности пищевых продуктов».

Источник фото: Aquafarm
Источник фото: Aquafarm

С чего начинать бизнес

Тем, кто хочет начать похожий бизнес, следует начинать не менее чем с 10 т рыбы в год, но очень важно получить первый опыт. Попрактиковавшись на малом, можно переходить к большим объемам и масштабам. Вторым важным фактором являются кадры. Главное еще в этом деле — использование сертифицированных кормов.

«Корма должны быть сбалансированными и предназначенными для конкретного вида рыбы. Важно, чтобы в их составе была костная и рыбная мука. К сожалению, в Украине отсутствуют качественные специализированные сертифицированные корма, поэтому мы зависим от импорта и, соответственно, от курса валюты. Например, для того, чтобы сом набрал вес от малька до 1 кг, нужно потратить примерно 1 кг корма, — отмечает Оксана Прокоса. — О масштабировании мы пока не думаем. Хотим построить экономику на базе того, что есть, то есть обеспечить постоянную реализацию. Когда наша рыба и овощи будут присутствовать в массмаркете, тогда будем говорить о расширении».

Источник фото: AgroPortal.ua
Источник фото: AgroPortal.ua

Первым этапом является строительство здания, второй этап — строительство систем рециркуляции и гидропонных установок, третий — построение профессионального коллектива, а четвертый — обеспечение реализации и продаж продукции. А следующее — это уже масштабирование и увеличение объемов производства.


Для справки: продукция ТМ AQUAFARM представлена на ярмарках выходного дня, в магазинах премиум-сегмента и лучших ресторанах Киева, а также в фирменном магазине (г. Васильков Киевской области).


Наталия Помянская, AgroPortal.ua