ТОП-5 особенностей фруктово-ягодного бизнеса

05 апреля 2019, 07:16 2185

Есть несколько моментов, касающихся рынка фруктов и ягод, которые в целом составляют общую ситуацию. Производители продукции не всегда обращают на них внимание в комплексе, но при стратегическом планировании эти нюансы нужно учитывать.

О тенденциях, прогнозах и ценовой ситуации в преддверии летнего сезона рассказала руководитель департамента «Маркетинг-Аналитика» оптового рынка «Шувар» Татьяна Гетьман.

Смещение сезонов

Особенностью производства косточковых и ягод в первую очередь является высокая зависимость от погодных условий, вследствие чего раз в 3-4 года производители теряют большие объемы урожая.

Для этого бизнеса характерен короткий сезон реализации продукции с резким перепадом цен. Бывают случаи, когда утром клубника продается по 25 грн/кг, а уже вечером — 10-12 грн/кг. Это нормальная ситуация для ягодного рынка, и нужно быть хорошим продавцом, чтобы в таких условиях уметь зарабатывать.

И чем больше становится фруктов, тем тяжелее идут продажи: например, в июле уже тяжелее продать клубнику, чем в июне.

Тем, кто занимается яблоком, нужно обратить внимание на смену сезонов — теперь для яблока главный сезон реализации приходится не на осень, как это было раньше.

Активный сезон ягод и фруктов начинается в мае, но это касается отечественной продукции. Именно на этот месяц приходится основной объем продаж клубники, черешни. Закрывают сезон в ноябре косточковые, а именно слива.

Конкуренция с импортом

На оптовом рынке «Шувар» уже с начала марта продается первая клубника из Испании по цене 60-80 грн/кг. Это в два раза дешевле, чем в прошлом году в начале сезона стоила ягода украинского производства. До появления в продаже украинской клубники еще месяц, и очевидно, что она будет реализовываться дешевле, чем в прошлом году.

Кроме клубники, на «Шуваре» уже больше месяца продается голубика стоимостью 600 грн/кг, малина — 640 грн/кг, недавно появились персики и сливы по 130 грн/кг. 

Отсутствие коммуникации

Проблема украинских производителей — отсутствие коммуникации с конечным потребителем продукции. Производитель не всегда понимает, что нужно конечному покупателю, потому что в 80% случаев деньги он получает на поле и потом не отслеживает, как и где продается его продукция.

Фермер в фруктовом бизнесе должен нести ответственность за выращенную продукцию до конца ее реализации. Важно понимание всего процеса, а именно — что происходит дальше с ягодами или фруктами.

Добавленная стоимость не значит добавленная цена

Добавленная стоимость — это затраты производителя. Справедливая цена — это те деньги, которые покупатель готов обменять за ценность, которую данный продукт создает для него.

На данном этапе имеем конфликт ценностей: у фермера ценность заключается в цене и 100%-ных продажах, у трейдера — в цене, а у конечного покупателя главными ценностями являются качество, вкус и далеко не всегда цена.

Фермерам нужно иметь стратегическую цель, понимая, что прибыль — это не сиюминутная категория, а следствие слаженных действий и сил всей цепочки поставок.

Покупатель голосует кошельком в пользу качества

Украинский покупатель избалован — он хочет иметь ягоду в блистере или в упаковке и не берет некачественный и дешевый продукт.

В прошлом году мы импортировали 26,5 тыс. т косточковых, при том что в Украине был хороший урожай. Это всего лишь на 7% менше среднего показателя импорта за последние 4 сезона. Этот момент очень ярко свидетельствует, что украинцы не бедные, и что у них есть деньги. Сейчас дешевое в Украине продавать тяжелее, чем качественное.

Сервисы, которые цепляют покупателей в ягодах и фруктах: здоровый снек, удобно и практично, новый и яркий вкус, безопасность для здоровья.


Людмила Лебедь, AgroPortal.ua