Новая планка: украинских фермеров научат торговать в Интернете

05 ноября 2018, 06:30 2391

Израильские эксперты — маркетолог Илья Стечкин и PR-технолог Даниэль Рапопорт — научат украинских фермеров продвижению в Интернете.

Эксперт по PR-технологиям Даниэль Рапопорт уже второй раз в Украине. Он рассказывает, что после семинаров, прошедших в прошлом году, продолжает действовать групповой чат в Viber, и до сих пор Даниэль периодически общается с фермерами, консультирует и дает им советы.

Основатель и директор по маркетингу TechComLab.com Илья Стечкин надеется, что его знания пригодятся аграриям, а он в свою очередь тоже почерпнет новую информацию.

Их визит в Украину стал возможен в результате сотрудничества трех стран — Канады, Украины и Израиля — канадского проекта UHBDP, который реализуется в Украине, и МАШАВ/MASHAV, Израильского агентства международного сотрудничества.

Именно на этой неделе для участников Проекта UHBDP гуру PR и маркетинга проводят 5-дневный курс «Информационно-коммуникационные технологии как инструмент продвижения малого и среднего бизнеса».

AgroPortal.ua встретился с Даниэлем и Ильей раньше и узнал, о чем они будут рассказывать украинским фермерам.

Эксперт по PR-технологиям Даниэль Рапопорт
Эксперт по PR-технологиям Даниэль Рапопорт

Даниэль, скажите, насколько важно или необходимо сегодня аграрному бизнесу быть в Интернете?

Даниэль Рапопорт: Сегодня состояние рынка изменилось. Ведь если еще 15 лет назад можно было говорить о том, что если вас нет в Интернете — то у вашего бизнеса мало шансов, сегодня же — если ваш бизнес в Интернете не развит и не соответствует требованиям стратегически, идеологически и технически, то его на самом деле просто не существует.

Не бывает бизнеса без конкурентов. И если вы для себя эту площадку не сделали, то появятся те, кто это сделает быстрее и лучше вас.

И наша основная задача в том, чтобы за маленький срок, мы читаем всего 5 дней подряд по 8 академических часов, дать фермерам первичные, базисные знания — что такое Интернет и какие там есть возможности для них, как себя правильно представить, как найти людей, которые правильно сделают техническую часть работы, какими механизмами и сервисами пользоваться, принципы маркетинга и рекламы в Интернете. Мы даем основные, базисные вещи.

Исходя из предыдущего вашего визита в Украину, как можете оценить уровень продвинутости фермеров в Интернете?

Даниэль Рапопорт: Люди, с которыми я общался в прошлом году, абсолютно разные — у кого-то были уже свои странички и площадки на интернет-платформах и интернет-магазинах, а кому-то создали нерабочий сайт. Помню фермера, можно сказать монополиста по продаже саженцев, которого просто «кинули», взяв достаточно крупную сумму за создание сайта и его продвижение. Но на самом деле технически его нельзя было продвигать, ведь вместо текста там были фотографии текста, и ни один поисковик не мог найти этот сайт. Он был не читаемым и не готовым. А фермер ведь рассчитывал на продажи в Интернете и закладывал в свои бизнес-планы определенный трафик, сash flow, увеличение оборотов — и все это в надежде на этот сайт.

О том, где и с кем работать в Интернете, вы и будете рассказывать фермерам?

Даниэль Рапопорт: За пять дней мы не успеем научить человека и дать ему идеальную дорогу, но общее понимание: куда идти, как сделать первые практические работы и понять, как можно продвигаться и начать торговать, — мы дадим.

Помните притчу — не давай голодному рыбу, а дай ему удочку. Вот можно образно сказать, что мы даем удочку и учим ею пользоваться.   

Кейсы, на примере которых вы учите фермеров, адаптированы к украинским реалиям?

Даниэль Рапопорт: Нет никаких украинских реалий, мы с вами в Интернете, где нет границ. Правила продаж везде одни и те же, и их эффективность не зависит от того, в какой стране человек живет, а от того, что он представляет, какие у него «боли», и как эти «боли» определить и их удовлетворить. Подходы везде одинаковы.

А какие самые часто задаваемые вопросы фермерами?

Даниэль Рапопорт: Самый первый вопрос от украинских фермеров — как мне сделать свой сайт и на нем продавать. Это спрашивают все. А по окончанию курса люди начинают задавать совсем другие, правильные вопросы — как правильно определить целевую аудиторию, как и с кем нужно работать, как правильно прописать поисковые слова, сколько денег вкладывать. За эти 5 дней из новичков в Интернете люди становятся понимающими.

Не каждому производителю нужен сайт, ведь сайты как таковые уходят с рынка. Их заменяют лидовые страницы (landing page), а, может, достаточно Instagram-аккаунта или Facebook-странички. Чтобы это понять и самостоятельно прийти к правильному решению — что же важнее, кроме лекций, фермеры каждый день будут делать домашние задания, и мы с каждым производителем будем разбирать конкретную ситуацию.

Для вас лично это интересная аудитория?

Даниэль Рапопорт: Фермерская аудитория мне очень интересна, поскольку фермеры — это люди, которые работают на земле, производители. И когда впервые приехал вести семинар в Украине, даже не знаю, кто из нас больше боялся — они меня или я их. Мы, казалось бы, находились на разных полюсах.

Но пообщавшись час мы, можно сказать, подружились, и я понял, что эти знания им нужны, поскольку фермеры уперлись в стену и хотят понимать, как продвигаться дальше.

С прошлого года у меня осталось множество контактов, с некоторыми мы общаемся в Facebook. Я специально на телефон установил Viber, в Израиле он не используется, и в группах, которые были созданы год назад, для общения с фермерами 4-х областей (Запорожская, Херсонская, Николаевская и Одесская), дальше продолжаем общение. Я иногда оцениваю их работы, даю советы, потому что мне это реально интересно. Я потратил на них время, поделился знаниями и, естественно, хочу, чтобы они росли.

Основатель и директор по маркетингу TechComLab.com Илья Стечкин
Основатель и директор по маркетингу TechComLab.com Илья Стечкин

Илья, вы первый раз будете учить фермеров, как-то готовились к этому?

Илья Стечкин: Нет, я уже принимал участие в образовательных программах МАШАВ/MASHAV в Хайфе. В составе учебной группы проекта, посвященного поддержке женского предпринимательства посредствам ИКТ и нетворкинга, были аграрии из Украины. Поэтому я имел общее представление о том, чем могу быть полезен здесь, «в поле». Наш курс не просто так называется «ИКТ как инструмент продвижения малого и среднего бизнеса на примере предприятий сельского хозяйства». Даже при формулировке довольно специальных тем мы старались обыграть аграрную специфику интенсива.

Например, в рамках тренига под названием «Прополка конкурентного поля» мы поговорим о методах и параметрах анализа конкурентов. А на занятии, озаглавленном «Пособие по выращиванию клиента», обсудим основы вовлекающего маркетинга, потренируемся правильно рассказывать о своем продукте.

Меня очень привлекает возможность взглянуть на технологии продвижения не со стороны тех, кто живет в мире ИТ, но глазами тех, кто работает на земле — в прямом смысле слова.

О чем будете рассказывать украинским фермерам?

Илья Стечкин: Программа курса представляет собой единый сюжет, разбитый на пять логических блоков: мы начинаем с общих вопросов стратегического планирования, переходим к определению целевой аудитории и анализу конкурентов, далее рассматриваем различные подходы к построению маркетинговых кампаний и помогаем участникам с подбором инструментов, соответствующих их индивидуальным нуждам, учим правильно представлять свои товары и услуги в Сети. Особенно мы хотим обратить внимание участников программы на то, что самый значимый контент — это отзывы клиентов.

Неужели все это нужно знать фермеру?

Илья Стечкин: Это нужно знать любому, кто занимается бизнесом. Во всем мире аграрии и айтишники ищут точки пересечения интересов. И успешно находят! Появился даже специальный термин «agrotech». Кен Сингер (Ken Singer), управляющий директор Центра предпринимательства и технологии в университете Беркли, однажды сказал мне, что считает проекты в области здорового, экологичного питания одними из самых перспективных с точки зрения инвестиций. Понятно, что проекты такого рода невозможны без современных технологий: начиная от робототехники и машинного обучения, заканчивая подходами к позиционированию и продвижению товаров и услуг в этой нише. Именно поэтому на последний, пятый день проекта мы запланировали круглый стол на тему «Агро и High Tech: встречное движение».  

В Израиле фермеры намного продвинутее в плане интернет-вовлеченности?

Илья Стечкин: Нельзя говорить о «средней температуре по больнице». В Израиле, так же как и в Украине, кто-то работает успешно и эффективно, а есть те, кто вынужден приспосабливаться к быстро меняющимся условиям, чтобы сохранить позиции своего бизнеса. Но в целом израильский агрокомплекс очень технологичен. Сторонние наблюдатели, в первую очередь, обращают внимание на высокий уровень автоматизации процессов производства сельскохозяйственной продукции.

Я буду очень рад, если в итоге слушатели нашей обучающей программы — украинские фермеры — получат инструменты, которые помогут им двигаться в этом направлении.


Для справки: с 2014 по 2021 год на юге Украины (Запорожская, Херсонская, Николаевская и Одесская области) работает Украинский проект бизнес-развития плодоовощеводства (UHBDP), который финансируется Министерством международных дел Канады, реализуется и финансируется Ассоциацией Экономического Развития (MEDA Канада). В свою очередь, MEDA взаимодействует с Израильским агентством международного сотрудничества (МАШАВ/MASHAV Израиль).

Даниэль Рапопорт — PR-технолог, глава пресс-службы адвокатской коллегии «Эли Гервиц», директор по маркетингу Pareto Capital 80|20 LTD. Israel.

Илья Стечкин — кандидат филологических наук, маркетолог, журналист, основатель и директор по маркетингу агентства TechComLab.com.


Людмила Лебедь, Наталия Помянская, AgroPortal.ua