Создание малых предприятий по переработке молока будет способствовать развитию небольших населенных пунктов, в частности на деоккупированных территориях.
Такое мнение высказала руководитель проекта «Ассоциации производителей молока» Елена Жупинас в интервью MilkUa.
Она пояснила, что в деоккупированных регионах, где нет крупных перерабатывающих предприятий, или они были разрушены и в ближайшее время там не появятся, людям нужна работа.
«Возьмем Николаевскую область, где был разрушен «Баштанский сырзавод». Быстро его не восстановят, а небольшая ферма на 10-15 коров могла бы вместо того, чтобы продавать молоко, заняться сыроварением и продавать готовую продукцию на месте. Какое-то время мелкая переработка будет востребована, а тот, кто сможет сделать свой продукт эксклюзивным, не только выживет, но и успешно будет работать в дальнейшем», — считает она.
Эксперт подчеркнула, что мелкому производителю молочной продукции трудно конкурировать с крупным предприятием, где затраты на единицу произведенной продукции при полной загруженности мощностей значительно меньше. Очень часто производство с переработкой на 2-3 т остается местечковым.
«Чтобы выйти за пределы своей общины, надо выстраивать цепочки сбыта. Для этого нужно продвигать продукт, рекламировать, вкладываться в маркетинг — это дополнительные затраты, и именно в этом конкурировать с крупными промышленными предприятиями малым переработчикам очень сложно», — объясняет эксперт.
Однако, как подчеркнула она, на момент окончания войны Украина не сразу вернется к состоянию 23 февраля. Нужно будет отстраиваться, и это займет не один-два года. Будет переходный период. Именно в это время будут иметь место различные виды производств.
«Похожую ситуацию уже имели в начале 90-х. Тогда, после распада Советского Союза, многие перерабатывающие заводы закрылись из-за потери рынков сбыта. Фермерам некуда было реализовать сырье, и они устанавливали маслобойни, а обезжиренное молоко скармливали животным. Пройдя через это, впоследствии многие хозяйства отказались от собственной переработки, понимая, что лучше сосредоточить внимание и ресурсы на производстве молока и благодаря объемам иметь лучшую цену. Каждый должен заниматься своим делом», — подытожила Елена Жупинас.