Foodtech-2030: супермаркеты не исчезнут, но мясо станет премиальным продуктом

20 октября 2021, 06:15 2271

Рынок Foodtech сегодня выглядит очень привлекательно для инвесторов. Только за 2020 г. сума вложений в него выросла с $10,17 млрд до $16,33 млрд.

Одно из самых перспективных направлений — альтернативный белок. Инвестиции в этот сегмент уже составляют несколько миллиардов долларов в год, а к 2030 г., по оценкам RethinkX, именно альтернативные продукты будут занимать 50% рынка.

Как будет выглядеть рынок и технологии через 9 лет? Какое разнообразие будет ждать нас на полках онлайн- и офлайн-супермаркетов, и станет ли потребление персонализированным? Об этом говорили на Kyiv International Economic Forum во время панельной дискуссии «FoodTech: еда, умноженная на технологии».

Мясо будет точно. Всегда. Да, есть разные версии, каким будет мясо. На мой взгляд, в среднесрочной перспективе оно станет премиальным продуктом просто потому, что будут появляться нетрадиционные способы его выращивания.

Я очень верю в будущее культивируемого мяса. По прогнозам RethinkX, оно станет дешевле выращиваемого традиционным способом уже в 2025-2027 гг. Мне кажется, на это уйдет несколько больше времени. Но никто не сомневается в том, что культивируемое мясо появится на рынке и станет массовым продуктом.

Позволит ли наша ментальность отдавать предпочтение кузнечикам вместо курицы — большой вопрос. Но и кузнечики тоже будут появляться. В это есть смысл инвестировать. Хотя наша компания такое направление не рассматривает.

Наши компетенции — инвестиции во все растительное. Если обратиться к трендам будущего, есть два элемента, которые надо учитывать: рациональность и моральный аспект.

Во-первых, углеродный след пищевой промышленности очень большой, надо спасать планету. Во-вторых, в будущем нам понадобится больше продовольствия, а расти дальше традиционным способом — невозможно.

Поэтому растительная пищевая промышленность очень важна. Растительное молоко и мясо — тренд, который набирает бешеные темпы. Появляются новые поколения маргарина, растительная сметана, разнообразие веганских сыров. Они развиваются и завоевывают свои ниши.

FoodTech превратится в индустрию ингредиентов. Будет больше функциональной еды, которая является не только источником питания, но и «лекарством» для человека. Продукты, обогащенные природными ингредиентами, — это уже тренд.

Еда в будущем будет напоминать биоконструктор. Человек сосканирует свои показатели, определит дефицитные элементы и составит для себя подходящее функциональное питание.

Большую роль в этом плане играют дрожжи. Наука нашла в них то, что может пригодиться всем: дрожжи содержат 60% естественного белка. Они могут дополнить веганские продукты, которым не хватает протеина.

К 2030 г. потребителя ждет невероятное многообразие: как выбора, так и возможностей.

При этом развитие рынка будет двигаться в двух направлениях: экономия времени и, для начала, хотя бы минимизация вреда того, что съедается.

Производство готовой еды растет различными темпами в разных странах, но в целом мировые рынки показывают устойчивое увеличение на уровне 15% в год. Все, что происходит в сегменте онлайн-продаж, — стремление привязать человека к экрану и побороться за его время.

Среднестатистическая семья тратит 6-7 часов в неделю на приготовление еды. Это 2,5-3 года жизни человека. Развитие рынка готовых решений и готовой еды — конкуренция за это время. И помощь высвободить его на саморазвитие.

С точки зрения бизнеса b2b наша компания уже не рассматривает его как производственный, а, скорее, как логистический. Мы должны дать своему клиенту максимально скомплектованное решение.

Такую задачу мы ставили сами себе, еще создавая компанию. Почему мы не можем сделать продукт, который будет на уровне лучших мировых образцов? Можем. Бери правильную технологию, самое современное оборудование, лучшие ингредиенты, добавляй знания, и у тебя все получится.

Наша компания сварила более 250 разных сортов пива. Мы используем самое инновационное оборудование, но все-таки опираемся на традиционные технологии. Поэтому разговор о больших изменениях в отрасли я бы пока придержал.

Будущее мы видим в разнообразии. Varvar ежемесячно производит 14-18 сортов пива — от безалкогольных до сложных, которые требуют более года выдержки в бочках. И это даем своему клиенту.

30 лет назад практически все слушали одну и ту же музыку. Сегодня всё совершенно по-другому. Так же и с продуктами.

С точки зрения ассортимента появится альтернатива глобальным продуктам. Проследите: если 10 лет назад на рынке пива лидировала «Оболонь», то с развитием крафтовых пивоварен, несмотря на все сложности, с которыми они сталкиваются, мы получили широкое предложение совершенно другого продукта.

Будет развиваться доставка продуктов, но вряд ли уйдет персональный контакт и офлайн-супермаркеты.

Еда — это все-таки элемент удовольствия. Да, не хочется тратить на это время, но с другой стороны — мы получаем удовольствие, когда готовим для своих близких. Поэтому каналы продаж будут разные. Каждый выберет то, что ему хочется.


Наталья Рекуненко, AgroPortal.ua