Закупочные цены на молоко уже больше месяца остаются без изменений.
Об этом говорится в сообщении Ассоциации производителей молока.
Так, закупочная цена экстра сорта по состоянию на 12 января осталась на уровне 12,18 грн/кг без учета НДС. Диапазон цен колебался от 11,90 до 12,50 грн/кг. Высший сорт стоил 12 грн/кг с диапазоном 11,78-12,30 грн/кг. Первый сорт остался на уровне 11,60 грн/кг. За него предлагали от 11,27 до 11,90 грн в зависимости от партии. Средневзвешенная цена трех сортов осталась на уровне 11,92 грн/кг.
«Такая длительная стабильность рынка связана с неопределенностью дальнейшего развития событий. Мировой рынок в течение декабря демонстрировал снижение цен на биржевые товары — такие как масло и сухое молоко. Соответственно, закупочные цены на молоко в основных экспортных регионах падают», — объясняет аналитик Ассоциации производителей молока Яна Линецкая.
Правда, по данным ФАО, растут цены на сыры на фоне растущего спроса в мире, в частности в Западной Европе из-за рождественско-новогодних отпусков. Это оказало поддержку Индексу цен на молочные продукты. Его значение в декабре составило 139,1 пункта, что на 1,1% выше, чем в ноябре. Это был первый рост после пяти месяцев снижения. Среднее значение индекса в 2022 году составило 142,5 пункта, что на 19,6% превысило показатели 2021 года.
«Такой микс событий на мировом рынке повлиял на то, что в декабре Украина поставила на экспортные рынки молочной продукции на $18,2 млн (категории 0401-0406), что на 24% меньше, чем в ноябре, и на 5,2% меньше, чем в декабре 2021 года», — уточняет аналитик.
При этом за год Украина потеряла 1,08 млн т молока. Промышленными хозяйствами было произведено 2,619 млн т молока, что на 5,4% меньше, чем в прошлом году, а вот домохозяйства потеряли 15,7%, или 933,7 тыс. т, и произвели 5,012 млн т. Поэтому сейчас рынок выглядит относительно сбалансированным. Избыточные объемы молока распределяются между переработчиками.
«Похоже, что в первом полугодии 2023 года будет расти влияние внутреннего спроса на ценообразование. И здесь стоит включать разного рода стимулирующие программы, например, снижение ставки НДС на социально значимые продуты, такие как молочные продукты и прочее», — отмечает Яна Линецкая.