Доноры помогли выбрать семена, внедрить технологию, научили маркетингу. Сейчас кооператив работает над новыми рынками сбыта, пишет «Бизнес.Схид».
Как отмечается, в Станице Луганской поколениями выращивали овощи, продавали в Донецк и Луганск. С началом боевых действий часть фермеров приостановила свой бизнес или выехала. От ближайшего дома, где выращивают томаты, до линии разграничения — 600 м.
«У нас хорошие условия для выращивания овощей — песчаный грунт, рядом река, лес, так создается особый микроклимат, он благоприятен для выращивания клубники, томатов. В 2015 году томаты были по 50 коп и никто их не брал», — рассказывает руководитель кооператива Анатолий Штанько.
До ближайшего оптового рынка в Северодонецк 125 км по бездорожью. Возить овощи туда далеко и дорого. Выжить в одиночку, как это было до войны, стало сложно, решили объединиться. В кооператив вступили 120 домохозйств.
«Наш кооператив тянется на 25 км. К нам входят домохозяйства Станицы Луганской, а также соседних поселков — Валуйское, Макарово, Ольховое», — говорит руководитель кооператива Анатолий Штанько.
Вместо традиционных томатов и огурцов грантодатели с USAID посоветовали выбрать томаты-черри. Сейчас такие томаты в кооперативе выращивают по голландской технологии. Эти томаты из прифронтовых поселков кооператив поставляет в супермаркеты Киева.
«К нам приезжает машина, мы загружаем томаты и их везут в супермаркет. Доноры эту логистику нам оплатили, это очень удобно », — говорит он.
Чтобы достичь этого, провели большое количество анализов и получили сертификаты на свою продукцию.
«Мы гарантируем, что она натуральная. В лабораториях это подтвердили — по разным показателям томаты содержат в 20-30 раз меньше вредных веществ допустимой нормы. Мы движемся к получению сертификатов НАССР и «Органик», это позволит продавать томаты даже в Европе », — поделился Анатолий.
По грантовой поддержке Норвежского совета по делам беженцев также приобрели оборудование для резки и сушки овощей. Сейчас в кооперативе планируют построить помещение, чтобы перерабатывать томаты. В планах овощеводов — новые рынки сбыта, в том числе среди супермаркетов и сети гостиничного бизнеса.