Сейчас спрос на молочные продукты достаточно высок, цены растут. Однако этим ростом цен не могут надлежащим образом воспользоваться украинские экспортеры, сообщает «Инфагро».
Отмечается, что к середине осени предложение молока в Украине быстро падает, приближаясь к годовому сезонному минимуму. Особо ощутимое падение производства в категории домохозяйств. Этот процесс сопровождается сокращением выпуска сезонных и в то же время экспортоориентированных товаров.
«Сложившаяся ситуация способствует возобновлению импорта молокопродуктов, и речь уже идет не о сыре и свежих молокопродуктах, которые активно закупались и в сезон большого молока, а о сырьевых позициях. Трейдеры активно просчитывают балансы на предмет возможного дефицита сливочного масла, сухого молока и даже сыворотки. Сделки сдерживает только падающий курс гривни», — отмечают аналитики.
В ближайшее время сырьевой дефицит усугубится, считают эксперты. Прибыльность производства молока в большинстве сельхозпредприятий невысокая. По расчетам «Инфагро», средняя операционная рентабельность по всем предприятиям составляет лишь 3%. По данным экспертов ФАО, условная прибыльность производства молока (УМИ) в сентябре оказалась самой низкой за последние 5 лет (в соответствующий месяц).
«В таких условиях аграрии будут стараться компенсировать свою недополученную прибыль за счет увеличения цен на молоко. Рассчитывать на уменьшение сырьевого дефицита в среднесрочной перспективе переработчикам не стоит», — отмечают аналитики.
Аграрии не спешат делать большие инвестиции в молочное направление, а государство не хочет или не может их стимулировать. В частности, в бюджете на следующий год заложены весьма скромные суммы поддержки сельхозпроизводителей (4 млрд грн). Профильное министерство еще предпринимает какие-то попытки увеличить поддержку в два раза до 8,4 млрд грн, но вряд ли их старания будут успешными, с учетом запланированного огромного дефицита в бюджете 2021.
«В общем, молока в Украине будет мало и дешевым оно не будет», — прогнозируют аналитики.
Производителям поднимать дальше цены на свою продукцию соразмерно увеличению стоимости сырья крайне сложно. Мешает импорт, да и продажи в целом, после оживления в первой половине осени, в ближайшие недели скорее всего опять упадут, прогнозируют в агентстве.
«В связи с предполагаемым ужесточением карантина в стране, школьники и студенты уйдут на длительные каникулы, что несомненно повлияет на объемы и структуру реализации молочных продуктов», — говорится в сообщении.
Аналитики предполагают, что вторая половина осени для украинских молочников будет весьма сложной.