Производителям яблока пора перерасти детские болезни и начать объединять усилия

02 ноября 2020, 10:00 1510

Будущий сезон для производителей яблок может стать повторением сложного 2018/19 МГ, когда цены опускались до парадоксально низких отметок.

Такое мнение высказал экономист инвестиционного департамента Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО) Андрей Ярмак.

«Яблочный бизнес Украины в сезоне 2018/19 года пережил настоящий шок. Качественное десертное яблоко, если у тебя нет собственного хранилища, покупали не дороже 3,5-4,0 грн/кг (12-14 центов США за кг). То есть эта цена была даже ниже, чем цены на промышленное яблоко, т.е. падалицу, сезоном ранее! Кстати, промышленное яблоко тогда можно было продать лишь дешевле гривни за кг (3-4 цента США), и даже для этого приходилось стоять сутками в очереди на перерабатывающие предприятия. В результате многие просто не убирали яблоко или же удобряли им поля», — напомнил он.

Эксперт отметил, что в это время активизировались внешние поставки, что позволило выйти на рекордный объем экспорта.

«На мой взгляд, вероятность того, что следующий сезон будет очень похож на сезон 2018/19 года, довольно высока», — отметил эксперт.  

Андрей Ярмак перечислил ряд факторов, которые значительно повлияют на рынок яблок в следующем сезоне.

«И в Молдове, и в Украине, и в Сербии площади продолжали расширяться. В каждой из этих стран рос уровень интенсификации садоводства, что повышало потенциал урожайности яблоневых садов. В Молдове разрешили использовать подземную воду для орошения — а значит, потенциал урожайности повысится. В каждой из этих стран высокий процент молодых садов, вступающих в плодоношение. Итого, если не будет очередных катаклизмов у природы, мы можем получить по Украине, Сербии и Молдове плюс 250-350 тыс. т товарного яблока к худшему сезону! Что с ним делать?

Кстати, Сербия для потребителей гораздо интереснее, чем Украина, так как она может предложить большие объёмы яблока, и у него хорошее качество. Сербия уже теснит Украину в Азии, в Великобритании и на Ближнем Востоке», — объяснил он.

Эксперт уточнил, что Центральная Азия самообеспечена яблоком, хотя раньше была крупным рынком сбыта.

«Реэкспорт яблока в РФ через охваченную революцией Беларусь, а также вследствие коронавирусных ограничений передвижения и более серьёзного пограничного контроля, практически прекратился», — добавил он.

Иран продолжает наращивать производство и экспорт и уже активно наполняет рынок РФ и полностью доминирует в нижнем ценовом сегменте Ближнего Востока, отмечает Ярмак.

«Турция становится крупнейшим игроком рынка, а она уже имеет прекрасные торговые связи по другим видам фруктов и активно продаёт яблоко даже в страны Юго-Восточной Азии. Кстати, Турция и Иран, скорее всего, дадут плюс 300-350 тыс. т урожая к уровню 2018 г. в следующем году. Куда девать всё это яблоко?!» — задается вопросом экономист.

По его мнению, возможно, Евросоюз получит повторение урожая 2018 года, так как здесь также происходит рост в «новых» членах ЕС. Например, хорватское яблоко давно и хорошо экспортируется в страны Ближнего Востока, и производство там тоже растет. Расширяется и Румыния, которая долго была удобным рынком сбыта яблока для Польши, постепенно туда находит путь и Украина.

Растёт производство яблока даже в таких неожиданных странах, как Египет или Индия, уточняет эксперт.

«Вывод — на первый план выходит возможность поставлять яблоко регулярно, в больших объёмах и в премиальном качестве. Поэтому, увы, альтернативы кооперации нет, поскольку даже самый крупный из украинских экспортёров является сравнительно небольшим для крупных импортёров.

Кроме того, пора уже начинать лоббировать открытие новых рынков. Вьетнам, например — ЕС получил зону свободной торговли, а мы даже не начинали переговоры об этом. Египет очень интересен, но мы не вели особых переговоров об открытии этого рынка для нас, а Польша там спасается», — добавил Андрей Ярмак.

Без доноров, по его мнению, отрасль не может организовать адекватных торговых миссий. «Одиночные выстрелы» не в счёт — нужна системная работа, хорошая медийная поддержка, нужно, чтобы Украину заметили, и в хорошем смысле.

«Так что участникам отрасли давно пора перерасти детские болезни и начать объединять усилия. Но не стоит объединяться вокруг популистских идей, типа смешных протестов против низких рыночных цен и требований к государству вмешаться или проектов по созданию совместной переработки отходов яблока, которые приведут лишь к росту потерь. Нужно объединяться вокруг обмена знаниями и опытом, чтобы повысить качество продукции, отработать логистику, нужно объединяться вокруг совместных инвестиций в маркетинг и продвижение, а также вокруг экспортной кооперации свежего яблока премиального качества», — подытожил эксперт.


AgroPortal.ua по материалам EastFruit