От экспорта сырья до экспорта нишевых продуктов питания

18 декабря 2019, 07:00 2081

В рамках Соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС с 1 января 2016 года для 95% товарных позиций УКТВЭД пошлина стала 0%. Результатом такой либерализации стал рост экспорта нишевых продуктов питания из Украины в ЕС.

Такое мнение высказала эксперт по экономическим вопросам Полесского фонда международных и региональных исследований Татьяна Зосименко в рамках круглого стола «Возможности Соглашения об ассоциации для украинских производителей нишевой аграрной продукции».

«Сейчас Украина занимает четвертое место среди импортеров агропромышленной продукции. При мониторинге воздействия проевропейских реформ на развитие рынков аграрной нишевой продукции наш фонд наткнулся на определенный барьер: то, что мы в исследовании считаем нишевой продукцией, отследить в статистике почти невозможно, поскольку Государственная служба статистики Украины не выделяет товарные позиции, которые мы называем нишевыми», — говорит она.

Зосименко отмечает, что с началом действия Зоны свободной торговли объемы экспорта из Украины в ЕС бобовых овощей выросли в 488 раз, других готовых консервированных изделий — в 54 раза, таких плодов как сливы, черешни, персики — в 14 раз, овощей консервированных без уксуса — в 10 раз, моллюсков ракообразных консервированных и приготовленных — в 8 раз, мармеладов и джемов — в 2 раза.

«Та же проблема касается и производителей органической продукции, которые отчитываются, как обычные производители. Действительно, отследить, сколько было экспортировано органической продукции из Украины в ЕС, невозможно. К счастью, с 2018 года ЕС начал вести подробную статистику: кто, сколько и чего экспортирует. По этим данным Украина оказалась на 4-м месте из 115-ти стран мира и первая на европейском континенте», — отмечает Татьяна Зосименко.

По ее словам, для того, чтобы экспортировать в ЕС, необходимо придерживаться европейских требований к безопасности производства продукции. «Основополагающей стала реформа по внедрению в Украине системы контроля в критических точках, так называемая ХАССП. Региональные производители говорят, что это дорого и сложно, но это открывает путь не только к рынкам ЕС, но и в другие страны, где стандарты ЕС признаются как высокие», — добавляет она.

По результатам исследования Полесского фонда международных и региональных исследований, основными факторами наращивания нишевого экспорта в страны ЕС стали:

— рыночная конъюнктура, а именно рост спроса на продукцию здорового питания;

— покупательная способность украинского населения по сравнению с европейскими потребителями существенно ниже, и это побуждает украинских товаропроизводителей расширять рынки сбыта и выходить на рынок ЕС;

— географическая переориентация на рынок ЕС позволила компенсировать частично те расходы, которые понесли товаропроизводители в связи с закрытием российского рынка;

— перспективность для развития сельских территорий;

— благоприятные климатические условия и земельные ресурсы, которые при определенных условиях позволяют выращивать высококачественную продукцию.


Иванна Панасюк, AgroPortal.ua