Самое актуальное для Юрия Михайлова сейчас — организация переработки. «Например, уже вижу, как можно делать пастилу, мармелад из наших фруктов и ягод», — говорит руководитель научно-производственной фирмы «Юнитек» из Харьковской области. Инвестиции в оборудование, фасовочные линии потянут на $100 тыс. Мог бы вкладывать средства и сам, но считает, что это не так интересно и продуктивно, как организовать общее дело с партнерами.
В аграрную отрасль Михайлов пришел из бизнеса. Предпочитает комплексные решения. Сосредоточиться узко, скажем, на одном только выращивании сырья — это точно не про него.
Искать новые альтернативные решения его мотивирует экономическая выгода. На своих трех тысячах гектаров испробовал оптимальный севооборот, чтобы выращивать только культуры, которые не портят, не утомляют землю и способны приумножить урожай преемников.
Останавливаться на двух-трех самых прибыльных культурах и сорвать временный максимум считает нерациональным, поэтому предпочитает баланс. Выращивает пшеницу, гречку украинской селекции, чечевицу, лен масличный, спельту.
Почему выбрал такую редкую спельту? Рациональное объяснение у Юрия есть: потому что она устойчива к болезням, имеет привлекательную цену и спрос в экспортных продажах, а главное — хорошо поддается органическому производству — 120 га «Юнитек» три года назад официально сертифицировал под органику. Но есть и, так сказать, романтическая составляющая, которой среди цифр и схем как-то естественно находит место опытный бизнесмен: «Спельту выращивали еще во времена Христа. Смотрю и представляю, сколько она пережила, видела. Будто в прошлое экскурс делаешь».
Такие же сантименты имеет хозяин и в отношении льна: тот не истощает почву, очень хороший предшественник для пшеницы, не проваливается год от года из-за засухоустойчивости, а когда цветет, радует синим-синим небесным клином...
Вишни, черешни, немного груш и яблок — тоже органические. К фруктовому направлению добавились 3 га земляники и 2 га малины. Пока ягоды выращивают в открытом грунте, хотя планируются и теплицы. Для переработки, в первую очередь, нужна хорошая сушилка. Сейчас фрукты свежими в основном продаются за рубеж, в Европу.
Компания сама занимается торговыми операциями. Такова логика Михайлова: бизнес должен объединять все звенья в одну общую цепочку — от выращивания и сбыта, быть прослеживаемым. И опробованным на себе. Поэтому «Юнитек» и называется «научно-производственной фирмой». Например, прежде чем стать дилерами средств защиты растений, все препараты испытывают на собственных участках, полях.
Юрий Михайлов стал председателем наблюдательного совета общественного объединения Харьковской обл. «Агрофудкластер» — Agro Food Cluster Kharkiv. Более 20 различных агропроизводителей региона объединились, чтобы улучшить свою эффективность, получать большую прибыль. «Мы надеемся, это будет новый формат сотрудничества бизнеса, науки и власти в регионе», — уверяет Михайлов. К производителям и переработчикам присоединились логисты, продавцы, юристы. Сейчас акцентируются на нескольких основных направлениях: замораживании фруктов и овощей, переработке мяса, лоббировании экопродукции, кооперации и экспорте зерна. Хотят помочь харьковским агрофирмам выйти на европейские рынки, защитить бизнес и получить существенную добавленную стоимость.
Вместе смогли провести первую международную презентацию — арендовали 40 м2 на мощной выставке продуктов питания в Кельне Anuga 2017.
Для совместной защиты создали инициативу «Красная кнопка». Это такой тревожный сигнал, благодаря которому стремятся сообществом обезопасить себя от различных незаконных действий — арестов, рейдерства, безосновательных проверок.
Кластер также создает общий информационный портал, площадку для поиска поставщиков и покупателей в Харьковской области. Надеются быстрее заключать сделки и упростить логистику.
А еще у Юрия Михайлова сейчас есть проект гуманитарный. Село в Богодуховском районе, где сосредоточены основные площади хозяйства, называется Сенное. И местные мастерицы здесь сохранили уникальное ремесло — создают оригинальные мягкие игрушки из соломы, душистых трав. Они так и называются — сеннянская баба.
«Очень хотим сохранить и развить промысел, — говорит Юрий. — Этот замечательный handmade-сувенир мы должны сделать символом села. Наши женщины творят лечебные обереги, символы плодородия, интересные милые игрушки. И это же так замечательно, что традиция не прервалась, сохранилась. Свои уникальные игрушки мы уже дарили в посольствах и консульствах, нашим зарубежным партнерам. Все в восторге. Будем устраивать ярмарки в Сенном, помогать обществу развиваться и в этом художественном направлении. Нам же есть чем гордиться!»