Клуб агроэффективности: как «ягодный вирус» распространяется по региону

22 января 2019, 06:59 6097

Андрей Белый с женой Викторией начали семейный ягодный бизнес 3 года назад под Нежином с 1 га земли. Сейчас ФХ «Нежин Агроинвест» выращивает органическую малину, клубнику и облепиху на 36 га. Но главное — имеет собственный завод для шоковой заморозки свежих фруктов и овощей. Местную переработку считают стратегически необходимой.

Говорят, сразу столкнулись с проблемой реализации свежего продукта, шаткими ценами. Возможность заморозки должна была развязать руки молодым предпринимателям: «И не только нам. Большинство желающих выращивать ягоды останавливает именно неопределенность с реализацией. Завод сохраняет не только наш урожай, но и стимулирует других смело выращивать ягоды».

Пока еще не работал завод, свежую продукцию приходилось возить на соседнюю Черкасчину, в Звенигородку. «Но, разумеется, там в первую очередь обслуживали местный урожай, приходилось ждать и терять свежесть, время, деньги», — объясняет Виктория. Она — менеджер по продажам. Андрей — маркетолог.

А вот агрономией занимается отдельный специалист. «Он у нас очень увлеченный и профессиональный человек. К тому же неугомонный энтузиаст. Уже запланировал следующие этапы развития. Хочет обустраивать еще и теплицы», — не без улыбки рассказывает Виктория Белая.

На дорогое польское оборудование не пожалели больших инвестиций. Сейчас вышли на мощность в 10 тонн в сутки, в планах — увеличение потенциала до 20 т в сутки.

Немного обнадежили средства господдержки. Их уже даже видели на бумаге, теперь ожидают в реальности.

Отмечают, что завод «Нежин Агроинвест» сейчас является единственным перерабатывающим предприятием подобного профиля в северном регионе.

Интересуемся у владельцев, почему выращивают именно органическую продукцию. Грех, отвечают, было не воспользоваться тем, что получили фактически целинные земли, много лет никем не обрабатываемые. Поэтому не было особых проблем сертифицировать их по международным стандартам. Сейчас ожидают окончания переходного периода для сертификации ягодного продукта. Это тоже стратегический вопрос. Ведь большая часть продукции фермерского хозяйства экспортируется, а следовательно, должна соответствовать европейским требованиям.

«Уже успели найти стабильных партнеров за рубежом, — говорит Виктория. — На недавней столичной выставке, где собирались представители фруктового бизнеса, встретились и с новыми коллегами. Во многом помогло участие в профильной выставке органической продукции в Берлине, где мы присутствовали на общем украинском стенде благодаря ассоциации «Укрсадпром».

Зарубежных партнеров фермеры уважают за их надежность и четкость в контрактировании конкретных партий.

Сориентировались в европейских потребностях. Поэтому плантации малины дополнили клубникой. А осенью досадили и саженцы облепихи.

Закупают также ягоды у населения. В частности, с удовольствием принимают и дикоросы, скажем, чернику из Западной Украины. Когда приходит заказ, могут замораживать и овощи. Но делают это под конкретные точечные заказы, поскольку большого склада хранения пока нет.

Молодые бизнесмены считают, что могут повлиять на развитие всего региона, формировать, расширять профильный рынок: «Весной организуем мастер-классы для всех желающих выращивать органическую ягоду. Планируем раздавать готовые саженцы высокоэффективных сортов. И обязательно учить всем нюансам технологии: чем подпитывать, как поливать, как ухаживать. Пусть люди с пользой зарабатывают себе на жизнь».