Как украинский борщ с салом завоевывает мир

10 января 2019, 06:46 6338

Все начиналось с консервированных борща и сала, которые Ян Островский как волонтер начал изготавливать и вместе с другими продуктами питания передавать бойцам в зону АТО. Эти продукты стали такими популярными, что о них начали рассказывать по телевидению, а Ян стал частым гостем телевизионных эфиров.

От украинского борща до французского рататуя

С консервированного борща началась история целого бренда «Стодола Щира Їжа». Ведь сначала этот продукт изготавливали для бойцов АТО, затем по заказу друзей, потом — для знакомых друзей, и в конце концов это дело так захватило Яна Островского, что кроме борща он начал экспериментировать с органическим выращиванием и другими овощными закрутками. Для такого расширения производства пришлось арендовать производственные помещения.

Сегодня в постоянном ассортименте «Стодола Щира Їжа» 9 позиций: 5 видов отдельных маринованных овощей в банке, 2 микса маринованных овощей и две овощные закуски — французский рататуй и американский релиш. Все это продается через сети премиум-супермаркетов и небольшие магазины натуральной и органической продукции по всей Украине.

«Продвижение продукции началось с моего первого фестиваля еды в Киеве, после которого продукты от «Стодола Щира Їжа» начали появляться в столичных магазинах премиум-класса как высококачественные и крафтовые. У меня нестандартный подход к созданию новых видов продукции: сначала анализирую рынок, ассортимент супермаркетов и стараюсь создать продукт, которого на прилавках нет. В таком случае у меня нет конкурентов, я формирую рынок. Единственное, что нужно делать, — это формировать культуру потребления нового продукта среди покупателей, обычно посредством дегустаций. Человек пробует продукт, понимает, что это вкусно, покупает его и рекомендует всем своим друзьям и знакомым», — рассказывает Ян Островский.

От хобби до прибыльного бизнеса

Наверное, многих интересует, какие же инвестиции были вложены в это дело, но Ян Островский отмечает, что трудно сосчитать все капиталовложения на начальном этапе, поскольку это было сначала хобби, а не бизнес.

«Основные затраты — это фонд заработной платы: платим мы так, чтобы людям не хотелось ехать на заработки в ЕС. Но в первый год только на тару (банки и крышки) я потратил более 10 тыс. долларов, а на органические семена из США и Австрии и удобрения — не менее 5 тысяч», — вспоминает Ян.

Он отмечает, что самым трудным в становлении бизнеса было налаживание процесса органического выращивания овощей по причине полного отсутствия знания этого дела.

«Трудности возникали и в течение шлифовки процессов самого производства консервов, чтобы персонал максимально понимал, что и как делать и чего нельзя делать ни в коем случае. Очень трудно объяснить людям, что продукция, которую мы производим, должна отвечать самым высоким стандартам, и ее нужно производить не просто как для себя, а гораздо лучше», — объясняет Ян Островский.

Кстати, над производством продукции «Стодола Щира Їжа» в сезон в цехе работает до 20 человек, в поле — до 10. И уже в этом году у владельца есть планы попытаться максимально растянуть сезон производства, чтобы работа для всех работников стала не сезонной, а постоянной.

Сырье для создания консервации от «Стодола Щира Їжа» выращивается на 2 гектарах, которые уже сертифицированы по органическим стандартам. Но в этом году Ян намерен расширить собственное выращивание до 5 гектаров. А также параллельно планирует запустить схему агрегации органических овощей среди местных фермеров и селян, имеющих земельные паи.

«Это классная форма сотрудничества. Я помогаю селянину провести сертификацию его земельного участка, предоставляю органические семена и удобрения, техническую карту выращивания, а в конце сезона гарантированно выкупаю весь урожай по рыночной цене. Я получаю гарантированно качественное сырье для переработки, а селянин имеет возможность выращивать продукцию, не волнуясь о ее сбыте», — отмечает Ян Островский.

От Украины по всему миру

Относительно сбыта продукции в «Стодола Щира Їжа» вопросов не возникает: качественную консервацию охотно забирают украинские магазины. Более того, компания ведет переговоры со многими покупателями за рубежом, в частности в Германии, странах Скандинавии и Объединенных Арабских Эмиратах, но в 2018 году не смогли удовлетворить спрос иностранных покупателей из-за нехватки продукции, которая была забронирована украинскими покупателями.

Но уже в этом году в планах компании — начать экспорт и в будущем довести его долю до 70-80% от общего объема производимой продукции. А пока «Стодола Щира Їжа» отправляет частные заказы на консервированные борщ и сало для украинских диаспор в странах ЕС, Канаде и США.

«Мы отправляем небольшие партии продукта нашим диаспорам в Европе. Они от него в восторге, но, угощая там местных жителей, мы обнаружили, что и им наш продукт очень нравится и кажется удобным и практичным. Поэтому сейчас я думаю над запуском органического борща в серию, чтобы добавить его в наш экспортный ассортимент и пытаться поставлять наш национальный символ в как можно большее количество стран», — рассказывает Ян Островский.

А пока все ждут борщ с салом, потребители уже выбрали из линейки продукции наиболее вкусный продукт. По словам Яна, самыми востребованными на сегодняшний день являются маринованные патиссоны, особенно молочного размера до 4 см в диаметре. В «Стодола Щира Їжа» отмечают, что такой продукт нужно собирать ежедневно в поле, но на вкус и вид он идеален.

И если уж говорить об идеальности, то, пока готовился материал, баночки консервированной продукции «Стодола Щира Їжа» в составе официальной украинской торговой миссии, организованной Export Promotion Office/Офис по Продвижению Экспорта отправились покорять Германию. «Стодола Щира Їжа» попала в десятку компаний, которые были выбраны на конкурсной основе как перспективные для немецкого рынка.

Для всего коллектива, который работает над созданием чудо-консервации, это большое признание, а для Яна Островского — источник вдохновения и толчок к развитию. Уже весной он планирует запустить новый консервный цех, который позволит увеличить объем и освоить производство новых видов товаров.

«Хочется сконцентрироваться именно на производстве нишевых продуктов: так называемых бэби-овощей, популярных в мире овощных закусок, органических соусов и джемов», — делится планами Ян Островский.


Людмила Лебедь, AgroPortal.ua