Для того чтобы сделать отрасль более привлекательной, участники агрорынка решили создать комфортные условия для работы молодежи в этой области — высокие заработные платы, престижные автомобили, заграничные командировки. Но это не сработало. Очереди на должность агронома или зоотехника до сих пор нет ни в одной компании. В чем же причина?
Почти каждое агропредприятие или агрохолдинг имеет собственно разработанную программу по работе со студентами — прохождение производственной практики, экскурсии на производственные мощности, творческие конкурсы и проекты. Все это для того, чтобы показать, что агро — это престижно, здесь можно зарабатывать и развиваться. Но какой смысл работать со студентами, если они и так оказались в этой сфере? Нужно поощрять тех, кто только на пути к своему выбору.
Именно поэтому компания Corteva Agriscience, при поддержке аналитического агентства Proinsight Lab, впервые в Украине провела исследование об отношении молодого поколения к работе в сельском хозяйстве. В опросе приняли участие более 1000 городских и сельских жителей из разных регионов Украины. В них вошли подростки в возрасте 14-18 лет и родители детей, ведь они также влияют на выбор будущей профессии своих потомков.
Из всех опрошенных только 2% подростков планируют выбрать профессию аграрного направления. Большинство склоняется к таким направлениям деятельности как ІТ, медицина и фармацевтика, а также творческим специальностям, гостинично-ресторанному бизнесу и туризму. Рекомендации родителей в основном совпадают с выбором подростков.
Среди детей, чьи родители работают в сельском хозяйстве, аграрные профессии планируют выбрать только 4%.
Среди родителей, работающих в сельском хозяйстве, только 2% пожелали детям освоить агропрофессию или найти работу в этой области. Родители, которые не вовлечены в сельское хозяйство, вообще не рекомендуют детям аграрное направление.
Для большинства участников опроса сельское хозяйство оказалось незнакомой сферой деятельности, и именно это является ключевой причиной отсутствия выбора в пользу сельского хозяйства при планировании карьеры (52% подростков, 49% родителей). Более трети опрошенных подростков (38%) также заявили, что эта отрасль им неинтересна.
При этом уровень знания сельскохозяйственных специальностей среди подростков в Украине оказался довольно высоким — всего 21% опрошенных подростков не смогли вспомнить ни одной сельскохозяйственной специальности, а самыми известными агроспециальностями были названы: агроном, тракторист и ветеринар.
Подавляющее большинство ответов продемонстрировало лояльное отношение к сельскому хозяйству: 58% детей и 63% родителей согласились с тем, что сельское хозяйство является перспективной отраслью экономики. Показательно, что в ответах большинства подростков и родителей отсутствует стереотип о том, что сельское хозяйство — это мужская профессия, несмотря на то, что среди опрошенных работу в сельском хозяйстве выбирают в основном мальчики, живущие в селах или небольших населенных пунктах.
Согласно исследованию, для современной молодежи главным аспектом будущей карьеры является реализация своих идей.
Исследование выявило, что ключевыми проблемами для подготовки нового поколения работников сельского хозяйства Украины является низкий уровень знания об отрасли у большинства населения страны и неправильное представление о сельскохозяйственном труде, который не соответствует уровню профессиональных амбиций подростков и их родителей.
Поэтому, чтобы привлечь молодежь к работе в сельском хозяйстве, целесообразно знакомить молодежь и родителей с этой сферой и формировать положительный имидж отрасли. При этом для коммуникации с молодежью необходимо использовать те каналы, которые влияют на их жизнь. Исследование показало, что, определяя значимость других людей в выборе профессии, влияние на украинских подростков, по мнению самих детей, оказывают родители или родственники, блогеры социальных сетей, социальные или медицинские работники, друзья и учителя.
Иванна Панасюк, AgroPortal.ua