Такое мнение высказал менеджер проекта Украинский проект бизнес-развития плодоовощеводства Дмитрий Николаев, сообщает UHBDP.
«Большое влияние на развитие отрасли окажет открытие рынка земли, но пока его условия неопределены. После открытия рынка земли, я предполагаю, что многие продадут свой бизнес, свою землю. Большой вопрос, что случится с плодоовощеводами, у которых земля находится в аренде. Мы в проекте видим, что пока многие наши клиенты заморозили инвестиции в инфрастуктуру в плодоовощном бизнесе, так как усилился фактор неопределенности, а это всегда негативные условия для инвестирования», — отмечает Дмитрий Николаев.
По его словам, также для многих фермеров возможен экспорт как новый канал сбыта. Запрос на экспорт со стороны ЕС возникает только в случае неурожая в Европе и там необходимо перекрыть дефицит собственной продукции или, если поставляется действительно востребованный, уникальный продукт, например, органика.
«Необычайный вкус украинских фруктов и овощей, как правило, не имеет значения для экспорта. Европейские сети интересует тот продукт, который покупает их потребитель. К примеру, зарубежным сетям не нужен наш арбуз весом в 12 кг и хорошего вкуса, а нужен вес 3-5 кг определенного сорта и вида. Если у вас такой есть, то вы попадаете в список поставщиков, но у вас в конкурентах еще 15-20 компаний, с которыми работают много лет. Подняться в рейтинге фермер может, если кто-то из впереди стоящих не выполнит вовремя своих обязательств», — отмечает Дмитрий Николаев.