Ягодная ферма Николая Стецькива «ФайнаBerry» находится в 20 км от Львова в селе Новоселка. Земельный участок он получил как участник АТО в 2015 году. Не зная, чем заняться на земле, Николай обратился в Центр занятости и, защитив свой проект, получил 28 тыс. грн для старта ягодного бизнеса.
Фермер до сих пор считает, что в ягодоводство попал случайно, говорит, что это — момент судьбы: «Если бы вернуть время назад, не уверен, повторил ли бы свой выбор. Но ягодоводство — оно такое, что когда начал заниматься, уже нельзя оставить. Еще одна особенность — в ягодоводстве никогда не хватает денег».
На полученные 28 тыс. грн и еще одолженные средства фермер приобрел 2,5 тыс. саженцев, которые высадили на 10 сотках земли. Учился технологиям выращивания клубники самостоятельно, просматривая видео на YouTube.
Сейчас же поля Николая Стецькива занимают 12,5 га, часть земли арендована у других участников АТО.
«Спрос на нашу ягоду превышал предложение два года подряд. Некоторые производители идут в переработку и экспорт, а некоторые — со свежей ягодой на рынок. Я заранее контрактую урожай ягоды. По такой системе начал действовать с прошлого года и думаю, что в дальнейшем она будет работать. Мы продали таким образом 2,5 т клубники урожая будущего сезона», — отмечает Николай Стецькив.
Ценовые перепады на рынке фермера не смущают, поскольку имеет постоянных покупателей на свою ягоду. Хотя отмечает, что украинскому рынку не хватает аналитики, то есть изучения объемов потребления той или иной продукции.
Чтобы навести порядок на рынке, нужно взять за пример опыт Германии. Там ведется аналитический процесс — сколько потребляет рынок продукции, и автоматически выдают разрешения производителям на ее выращивание и реализацию. При таких условиях на рынке не будет перекосов и обвала цен», — считает Николай Стецькив.
Как рассказывает президент ассоциации «Ягодоводство Украины» Ирина Кухтина, клубника по объемам производства в Украине — достаточно устоявшаяся культура, и ежегодно демонстрирует рост на 1-3%.
«Рынок ягод очень динамично меняется. Клубника имеет короткий производственный цикл, и ситуация с ней меняется достаточно быстро. За счет того, что эта ягода является промышленной культурой, она держит объемы и ценовой прессинг», — отмечает Ирина Кухтина.
По ее словам, клубнику производят многие страны, но больше всего — Китай, США, Мексика, Турция и Испания. Украина на мировом рынке этой ягоды почти не присутствует в международной торговле, ведь в свежем виде она не экспортируется.
Эксперт прогнозирует, что из-за неблагоприятных погодных условий в Испании будет собрано меньше ягоды, и цена на клубнику в этом сезоне будет высокой. При этом цена украинской ягоды будет зависеть от ее качества.
Людмила Лебедь, AgroPortal.ua