Выпьешь чаю с янтарем и посадишь дуб
Янтарь в чае настоящий — растолченный в ступке до консистенции пудры камень. Для информации: добавлены фракции до двух миллиметров. Еще там есть молодая хвоя сосны, а в основе — иван-чай, собранный в Карпатах. Но с фиточаями нет ничего общего. Молодые листья иван-чая ферментируют. После заваривания получается классический черный чай с благоухающим ароматом и приятным привкусом. Бодрит уже после нескольких глотков. Сразу можно идти сажать дуб. К каждому тубусу чая с янтарем прилагается экомесседж: в бумажной пирамидке завернут желудь с описанием, как и где его посадить.
«Это остролистный красный дуб. Его много в парках Ровно, как и янтаря в нашем крае. Поэтому такое сочетание, — смеется Ирина Степанович. — Мы не можем только брать от природы чай, нужно и восстанавливать ее насаждения».
Вместе с мужем Романом они производят четыре сорта украинского чая под маркой «Всесвит». Черный, зеленый, с янтарем и с листьями вишни. Их рвут в родительских садах.
Желуди собирают в городских парках. Проверяли всхожесть. Из сотни посаженных прорастают почти 80 семян. С янтарем труднее.
«Камень-сырец в магазинах не продают, прячутся. Купили браслет из необработанного янтаря и перемололи на чай. Заплатили в пять раз дороже, чем за такое же количество сырца берут старатели. Но нам принципиально вести бизнес честно. Чай пошел, и мы заключили договор с «Бурштин Украины» на поставки камня», — говорит Ирина Степанович.
Честность и документы на все —это, среди прочего, прицел на иностранные инвестиции и амбиции сдвинуть экономику государства.
Сначала дают деньги, а потом отжимают бизнес
Эксперименты с ферментацией и купажами длились два с половиной года. Пока друзья и знакомые не начали просить продать им такой чай. Продают уже почти три года. За это время не только создали торговую марку, но и получили патент на чай с янтарем, ждут документы на зеленый чай, сертификат органической продукции и разрабатывают госты на изготовление чая.
«Нам это нужно, чтобы найти инвестора за рубежом и выйти на промышленные масштабы. У нас же как? Сначала вложат деньги, а потом скажут: «Это уже мое, ребята». В Украине договор — это всего лишь бумага, — говорит Ирина. — Я не открою тайны, что 70% ВВП стран с цивилизованной экономикой — это мелкий и средний бизнес. У нас наоборот, и поэтому несколько олигархических компаний подстраивают законы под себя. Это можно изменить, если мелкие и средние производители будут честно вести бизнес и объединятся. Чем больше нас, тем сильнее и влиятельнее мы будем».
Семья Степанович уверена, что мелкий и средний бизнес — это вызов корпорациям. Потребители активно от них поворачиваются в сторону ремесленников. Если раньше хендмейд был примитивным и неграмотным, то теперь это качество — как в производстве, так и в сырье.
«Если не можете придумать новое, делайте то, что уже есть, но по-новому. Добавьте что-то свое, меняйте упаковку, будьте открыты — и всегда будет покупатель, — советует Ирина. — Знаете, ходить на работу и думать, что имеешь стабильность, — это легче всего. А выйти из зоны комфорта и наконец начать жить и что-то делать в этой жизни — это вызов. Прежде всего себе».
Чай ферментируют в сельской печи
Роман и Ирина Степанович не имеют экономического образования. Но Ирине удается писать и рисовать — контент упаковки ее. Роман — дизайнер. Сам разработал логотип. О себе говорят: мы путешественники. Ирина более 10 лет ходит по Карпатам. Роман еще дольше. Там же открыли иван-чай.
«Заварили в казанке, поскольку зацепило название. Роман залез в Интернет. Оказалось, что этим нашим чаем фальсифицировали китайский и индийский. Почему сейчас нам не пойти в честной конкуренции?» — продолжает Ирина.
Роман и Ирина сделали ставку на семью. Тубусы делает отец Романа, он столяр. На заготовку сначала ездили всей семьей. Теперь берут и друзей. Платят им, потому что найти рабочих из местных большая проблема. Даже те, кто собирает чернику на продажу, — приезжие.
В Карпатах с июня до июля, пока цветет иван-чай. Имеют уже постоянный дом из дерева, в котором ферментируют и сушат растение.
«Есть специальные шкафы для ферментации, но наш климат позволяет делать это без них. Сорванные листья гранулируем. Традиционно чай в гранулах воспринимают как спрессованную пыль и отходы. Честная грануляция нужна, чтобы листья лучше выделили сок для ферментации. Чай будет иметь больший аромат. Затем — в печь на ферментацию и на чердак сушить. С собой привозим деревянные стеллажи. Происходит естественное приготовление чая. Роман уже знает на запах и цвет все процессы. Видит, когда пошевелить, чтобы не прел», — Ирина не скрывает технологию.
В этом году сделают крупнолистовой чай. Для этого нужен листокрут. В Китае они металлические, так как лист с куста, твердый. Иван-чай — мягкий, потому что это трава, поэтому его будут скручивать на деревянном станке. Его тоже сделал отец Романа. Крупнолистовой чай — это запрос потребителей. Как уверяет Ирина, украинцы уже готовы переходить на свой чай.
В Украине есть возможность развивать собственное производство чая
По цене чай с янтарем в разряде элитных. 80 граммов чая в тубусе стоит 180 гривен. С вишней и чистый — 120 гривень. Но продают и «на пробу» меньшими порциями, и на развес без тубуса.
«Ручная работа, лимитированные партии, поэтому и такая стоимость. Но людей это не пугает. Мы даже Ровно не в силе обеспечить, потому что все наши клиенты постоянные. Большинство тех, кто пробует, переходят на наш чай. Я бы сказала, что сформировался не только запрос, но и культура на элитные сорта чая украинского производства. Мы не единственные на рынке крафтовых украинских чаев. Только на основе иван-чая ежегодно продают около 500 килограммов чая. Если по статистике украинец выпивает где-то полкилограмма чая, то это только тысяча людей нами охвачена. Сами понимаете, какая это капелька в океане», — говорит Ирина.
Если еще принять во внимание существенное снижение импорта российского чая и запрос на элитные сорта, крафтовые производители могут не просто побороться за потребителя, а развить отечественное чайное производство. Сделать так, чтобы украинцы пили украинское, — это сверхцель бренда «Всесвит». Просто цель — запустить промышленную линию. Чтобы увеличить объемы и уменьшить розничную стоимость.
«Все знают, что сложно работать честно, но мы делаем по-честному честный продукт и убедились, что это возможно. Сначала попытались презентовать наш товар на ярмарках, фестивалях украинских товаров, продавать через соцсети. Увидели, что идет, и вошли в правовое поле, платим налоги. Инвестиции и автоматизация — и мы готовы выходить на более массовый рынок», — уверена Ирина.
Более того, супруги готовы взять с собой в колабрацию других производителей. Уже оправдало себя объединение в подарочные наборы чая с медом и даже полесской куклой-мотанкой.
Мирослава Соколова, AgroPortal.ua