Такое мнение высказал директор фермерского хозяйства «Парубоче» Валерий Парубочий.
Он отметил, что каждая страна пытается использовать свои конкурентные преимущества, чтобы чувствовать себя уверенно в современном мире. Каждая создает свои экономические модели. Кто-то делает упор на развитии мощных производств и компаний. Кто-то пытается подчеркнуть свою уникальность за счет местной специфической продукции и брендов.
«Украина все еще в поиске своей конкурентной уникальности. Казалось бы, все хотят, чтобы страна выступила на мировом рынке мощным игроком, предложила что-то такое, чем можно гордиться. И предпосылки для этого есть: умные и трудолюбивые люди, большие природные богатства. Нечто аналогичное происходит и в нашей молочной отрасли — мы все еще в поиске себя», — отметил Парубочий.
Он пояснил, что когда у сельхозпроизводителя просто ферма, он доит коров, и не хватает средств, чтобы обеспечить себя современным оборудованием и иметь лучшее качество молока, к нему приезжают переработчики, которые навязывают свои условия, и ему некуда деться. И скот продает по той цене, которую они предложат. У него нет выбора.
«А когда в небольшом городке или селе начинает работать своя переработка, появляется пастеризатор или куттер для изготовления колбасы, то, поверьте, и переработчик будет с вами говорить по-другому. Когда появятся магазинчики по продаже собственной продукции, как мы это в свое время сделали, и это увидят торговые сети, то они тоже будут с вами разговаривать с уважением», — считает Парубочий.
По его словам, в такой ситуации нет никакой агрессии. Бизнес — это когда и ты зарабатываешь, и кто-то другой. А когда начинается давление — это уже не бизнес, и рано или поздно это закончится, и обычно не очень хорошо, считает фермер.
«Что еще хочу отметить. Не всем нужна собственная переработка. В Украине есть большие современные комплексы, которые эффективно производят сырье. Да, им понадобилось время, чтобы состояться, давать большой вал качественного сырья. Они чувствуют себя увереннее по сравнению с малыми производителями или теми, кто только в начале пути. Собственно, поэтому я и отстаиваю идею создания малой переработки в Украине», — отметил Парубочий.
По его мнению, это вопрос сложный и донести его до сознания производителей трудно. Люди боятся начинать что-то делать, и многие говорят, что это невозможно на небольших фермах.
«Я считаю, что возможно: начиная с селян, у которых во дворе две коровы, и заканчивая крупнейшими агрохолдингами. Места под солнцем хватит всем. Конечно, постепенно будет появляться и конкуренция. Хотя, думаю, у нас еще долго не будет конкуренции, и каждый фермер в нашей большой стране сможет на локальном уровне найти потребителя для своего продукта. Не обязательно все молоко перерабатывать: что-то перерабатываешь, остальное сдаешь на переработку другим», — считает он.
AgroPortal.ua по материалам Milkua.info