Клуб агроэффективности: 5 советов для органического ягодоводства

12 февраля 2019, 06:40 3755

СПК «Ягодки» из Киево-Святошинского района имеет амбицию стать одним из крупнейших производителей органической голубики. В собственности компании — 55 га земли, 34 из которой уже используется под ягоды. Еще 10 га планируют засадить в нынешнем сезоне.
Источник фото: Ягодки
Источник фото: Ягодки

Только на собственной земле

«Не советую рисковать с органической ягодой, если ваша земля в аренде, — настоятельно рекомендует совладелец и управляющий партнер СПК «Ягодки» Олег Науменко, знакомый с проблемами рейдерских захватов. — Такой бизнес требует четко продуманной инфраструктуры. Выстраивать ее на арендованной земле нелогично.

Обязательно нужны удобные подъезды и дороги.

Мы вложили огромные средства в тщательную подготовку почвы, чтобы рассчитывать на существенный отрыв в итоге. Постоянно перед глазами опыт той же Голландии, которая получает с гектара втрое большую урожайность, чем мы. Чтобы достичь такого, нужны капитальные вложения, в том числе, в качество почвы, современный полив.

Планируем строительство холодильника с шоковым охлаждением.

Источник фото: Ягодки
Источник фото: Ягодки

Европейские условия для работников

Кроме того, активно строим комфортабельные общежития для работников — с горячей водой, отоплением, прачечными. Человек должен на 3 месяца забыть обо всех остальных заботах, получить по 10-15 тыс. грн, при том что мы даем ему жилье и кормим.

В прошлом сезоне польские работодатели не очень хорошо показали себя в отношении к наемным работникам, в расчетах за работу. Но расслабиться не удается, потому что теперь за наших рабочих взялись чехи и немцы, которые предлагают другой уровень оплаты и культуру труда. Надо конкурировать за качественную рабочую силу».

Источник фото: Ягодки
Источник фото: Ягодки

Дорасти до экспорта

«Для средне-крупных производителей, которые будут производить от 100 т ягод в сезон, малоинтересным будет внутренний рынок ягоды», — считает Олег Науменко.

Его компания уже попыталась экспортировать свою продукцию. Но пока не может регулярно формировать нужные партии. В 2019-м планируют собрать от 30 до 60 т ягоды, и то лишь двух сортов. В целом хозяйство культивирует 11 сортов ягод, которые должны достичь периода полного плодоношения.

Мелким производителям Олег Науменко советует забыть об оптовиках и самим плотно заняться изучением местного рынка, прямыми продажами конечному потребителю, которого нужно близко знать.

Общение с потребителями

«Сажусь в машину и лично развожу свою ягоду, чтобы знать в лицо своего покупателя, — рассказывает Олег. — Именно формирование конечной базы потребителя, прямая коммуникация с ним, хорошая упаковка и аккуратный маркетинг позволяют выходить на показатели, на 40% выше закупки оптовиков.

Не воспринимайте серьезно панику, которая была в этом сезоне: мол, трудно было продавать. Ее подняли те, кто заранее стратегически не определился с тем, кому и в каком виде будет продавать свой продукт, кто его конечная целевая аудитория, как он до нее дойдет».

Вообщем, по словам Олега Науменко, 10-15 недобросовестных производителей способны провалить цену и испортить рынок.

«Люди просто имели несколько гектаров земли и почему-то вдруг решили выращивать именно органическую ягоду. Не подумали, что они расположены слишком далеко от ключевых трасс. Приобрели некачественные сорта, нелицензионный материал. Получили низкое качество и вынуждены были продавать по дешевке тем, кто бусами приезжал на плантации. И эта продукция затем пошла всей цепочкой», — поясняет Олег.

Источник фото: Ягодки
Источник фото: Ягодки

Кооперация только с ответственными производителями

«У меня свое отношение к кооперации, — уточняет Олег Науменко. — В Европе она понятна. Там органическим ягодоводством занимаются преимущественно семейные фермы с участками от 20 соток до 2 га. Чтобы разговаривать с сетями, нужно объединяться.

У нас ситуация другая. На пике своего развития, например, наше хозяйство может выйти на 500-800 т годовых объемов. А это уже позволяет быть самостоятельным субъектом на рынке.

Мы бы не прочь на начальных этапах кооперироваться и совместно работать с коллегами. Но только с такими, которые безупречно следят за качеством, борются с вредителями, болезнями, заботятся об оптимальной подпитке. И даже контролируют, как их сотрудники моют руки перед сбором ягоды.

Для кооперирования должны быть жесткие конкретные нормативы. Я хочу приехать и познакомиться с хозяйством партнера, готов показать ему свое. Но пока такого доверия и открытости в нашей среде нет.

Мы объехали многие хозяйства — во многих отсутствует какое-либо стратегическое видение развития, нет даже основ планирования хотя бы на ближайшие 3-5 лет. С такими партнерами не вижу смысла рисковать своей репутацией и контрактами.

Источник фото: Ягодки
Источник фото: Ягодки

Объединение впереди

Думаю, новая культура постепенно будет формироваться. Крупные инвесторы, которые сейчас ожидают реального плодоношения и вкладывают в инфраструктуру, наконец, предстанут перед необходимостью активно экспортировать и объединяться. Скажем, вокруг какой-то третьей стороны — например, крупного специализированного промышленного холодильника.

Сейчас пока такие производители преимущественно «варятся» на неблагодарном украинском рынке. Им тесно, поэтому рвут друг друга на части, не доверяют.

А вот как только выходишь на экспорт, то мир широко открывается. Кто-то находит интересную тему, остальные подтягиваются, вместе создают пул для продвижения. В этом перспектива», — убежден Олег Науменко.


Для справки: руководитель СПК «Ягодки» Олег Науменко делился своим опытом в рамках бизнес-форума «Органический ягодный бизнес: ошибки 2018 — перспективы 2019», который организовали Organic Business School и «Органик Стандарт». Форум собрал представителей большинства регионов Украины, чтобы профессионально обсудить актуальные вопросы ягодного рынка в 2018 году, ошибки, провалы, которых следует не допустить в будущем.


Ирина Садовая, AgroPortal.ua