Рассказывая AgroPortal.ua об истории создания молочной фермы и своего производства, Марина Блонская из «Садиби родини Блонських» отмечает, что раньше они никогда не занимались животноводством или фермерством. Все начиналось с малого: покупного молока, сначала одной, двух, а потом и трех коз.
«Не имея никакого опыта, покупать довольно дорогостоящую корову и тренироваться на ней для нас в то время было нерационально. С козами гораздо проще. Коза не такая большая и дорогая. Плюс коровы чаще болеют — они не очень переборчивы в еде. Козы не только переборчивы, но и умны. Они никогда не будут есть что-то испорченное, поэтому им не так страшны желудочные заболевания», — говорит Марина Блонская.
Она добавляет, что шесть лет назад именно козы и крафтовый козий сыр были довольно эксклюзивными в Украине.
Сейчас козий сыр — это модно и это в тренде. Начали активно развиваться маленькие фермерские хозяйства
За пример семья Блонских взяла для себя этакую европейскую картинку: семейная ферма небольшого формата, ручная работа, все максимально органическое.
«На тот момент в маленьком селе, как наше, заниматься особо было не чем. Поэтому мы решили основать вот такое свое дело», — вспоминает Марина.
Сейчас фермерское хозяйство имеет стадо из 85 коз, учитывая молоденьких козочек и подрастающих козликов.
Мы все еще развиваемся. Где-то строимся и расширяемся, параллельно учимся на своих ошибках и опыте
Марина Блонская рассказывает, что в их деле изначально было сложно найти качественное козье молоко. А для изготовления 1 кг сыра нужно от 9 до 14 л молока. Приходилось искать его в своем селе и соседних.
«Много продавцов отсеялось после того, как мы начали тестировать молоко в лаборатории и даже в процессе самого изготовления сыра. Ведь если сыр не получается, в нем, скорее всего, присутствует какой-то антибиотик, или в молоке содержится много лишней воды. Увы, не все люди порядочные», — делится опытом она.
Еще одной сложностью, с которой столкнулось хозяйство, было и то, что Блонские не имели собственных паев. Все зерновые и корма приходится закупать, что очень затратно.
«Может, по деньгам для нас выгоднее было бы молоко покупать, но более качественное оно, конечно же, со своей фермы. Свое сырье — это возможность контролировать молоко, начиная от кормов, которые едят козы. Контролировать санитарные условия и процесс переработки», — уверена Марина.
Потом добавился вопрос реализации, ведь на новом месте у семьи Блонских было мало знакомых, и к тому же, к козьему сыру в то время было весьма осторожное отношение. Первые продажи осуществлялись в соцсетях, а одними из первых клиентов стали жители Закарпатья, где есть немало своих сыроварен.
Только потом, после соцсетей, подтянулись и местные покупатели, и теперь за сырами приезжают из Миргорода, Полтавы и всей области.
«Приезжают не только за сыром — и на козочек посмотреть, и на дегустации. Приезжают семьи с детками и небольшие туристические группы. Во времена ковидных локдаунов такой вид туризма особенно актуален», — рассказывает Марина Блонская.
Семья продолжает принимать заказы через соцсети и отправляет продукцию «Новой почтой». Также сыроварня имеет сайт, где продукцию можно и заказать, и оплатить.
Сыры производятся по авторской рецептуре Блонских. Муж Марины Александр по образованию технолог общественного питания, а теперь еще и сыровар. В рецептах только молоко, фермент, соль и никаких консервантов, заквасок и усилителей вкуса.
Наша цель — из качественного сырья сделать максимально натуральный продукт
Сейчас у сыроварни восемь основных видов сыра, периодически бывают лимитированные партии, когда Блонские экспериментируют и ищут новые вкусы.
А совсем недавно добавился еще такой продукт как конфитюры к сыру.
«Сыр всегда было вкусно сочетать с чем-то. Мед, орешки, финики… Мой муж в прошлом шеф-повар. У него весьма хозяйственный подход: все, что растет во дворе, не должно пропадать, а должно перерабатываться во что-то вкусное. Тем более, что сейчас натуральные продукты в особой цене», — отмечает Марина Блонская.
Все началось с варенья из шелковицы, которая растет во дворе фермеров. Летом сыровары использовали его в качестве хладогена: замороженную баночку варенья отправляли с сыром, чтобы в пути он не испортился. Теперь варенье из шелковицы стало еще одной фирменной визиткой «Садиби родини Блонських».
Но на достигнутом семья останавливаться не собирается. Ставит амбициозные цели и планы дальнейшего развития.
Людмила Калита, AgroPortal.ua