Об этом свидетельствуют результаты анализа украинского нормативной базы экспертами Офиса эффективного регулирования (BRDO).
«Закон «О молоке и молочных продуктах» содержит множество коллизий, а 80% его норм являются дефектными, что создает дополнительные барьеры для развития рынка и бизнеса. Следовательно, имеем огромную «серую» зону, запутанные правила идентификации животных, проблемы с качеством и безопасностью молока. Процедуры должны быть простыми и понятными», — отметил руководитель сектора« Сельское хозяйство «BRDO Андрей Заблоцкий.
Так, основной инструмент на рынке — паспорт крупного рогатого скота, введенный с целью идентификации животных, учета и контроля за производством молока, пока не имеет понятных условий расчета стоимости услуг, четкой процедуры реализации и не является полноценным документом подтверждения права собственности на животных без внесения изменений в Гражданский Кодекс.
С несовершенством инструмента соглашается председатель Госслужбы по вопросам безопасности пищевых продуктов и защиты потребителей Владимир Лапа.
«Процедура является перегруженной, и это одна из причин существования серого рынка. Сейчас мы целенаправленно работаем над совершенствованием системы идентификации животных, чтобы она была простой и работала в электронном формате», - отмечает он.
Инструменты, направленные на обеспечение прослеживаемости производства молока, также не работают. Более того, отсутствует правовой механизм регулирования отношений «производитель — посредник — переработчик». Как следствие, 57% производства молока от хозяйств населения находится за пределами надлежащего контроля за безопасностью и качеством продукции со стороны государства.
Кроме того, законодательные недостатки сдерживают развитие молочной кооперации в Украине, ведь четко не регулируют вопросы неприбыльности кооперативов, что создает риски для дополнительной налоговой нагрузки. Как следствие, текущий уровень кооперации составляет лишь 0,34% производства молочной продукции.