Об этом в рамках IV Национального дня сада сообщила руководитель Info-Shuvar, эксперт плодоовощного рынка Восточной Европы Татьяна Гетьман, информирует пресс-служба Совета по вопросам экспорта продовольствия (UFEB).
«Среди стран Восточной Европы Украина обеспечивает почти 25% производства мягких ягод и примерно 10% — твердых ягод. Но в экспорте нас почти не заметно. Это и есть ответ на вопрос, почему наши производители не мотивированы выходить на внешний рынок — пока хватает внутреннего сбыта. Пока маржа достаточная. Но это временно. Мы должны думать об экспорте», — сказала Татьяна Гетьман.
Эксперт рассказала, что потребление свежих ягод в мире ежегодно растет на 15%. Главные потребители — это США, Россия, Германия, Великобритания, Бельгия и Франция. Почти половина мирового объема торговли приходится на землянику садовую, потребление которой растет ежегодно примерно на 3-5%. Но с каждым годом эта ягода незначительно уступает свою долю голубике и малине, которые являются лидерами по темпам роста продаж в мире (17-20% ежегодно).
По словам Татьяны Гетьман, объем рынка твердых ягод в Украине составляет около 65 тыс. т или $53 млн, а мягких — 55 тыс. т или $51 млн.
В 2010–2013 гг, отметила она, в нашей стране произошел бум закладывания новых ягодных насаждений. Лидерами по расширению производственных площадей (а в перспективе лидерами по снижению цены) являются малина, голубика и смородина. По словам эксперта, снижение цены будет способствовать росту потребления этих ягод на внутреннем рынке.
В то же время цены на черешню и клубнику будут оставаться стабильными, поскольку процесс расширения плантаций под ними затормозился.
Татьяна Гетьман прогнозирует, что в Украине и дальше будет продолжаться развитие сегмента заморозки ягод, кооперации производителей, а также выращивания органической продукции на экспорт.