По данным маркетинговой компании Nielsen, эпидемия нанесла серьезный удар по рынку алкоголя во Франции. На некоторые алкогольные напитки резко упал спрос — продажи шампанского уменьшились на 52%, других игристых вин — на 28%.
Абсолютно противоположная ситуация с употреблением алкогольных напитков на карантине у жителей США. Всего за первую неделю карантина продажи алкоголя в стране выросли на 55% в годовом выражении. Больше всего выросли продажи крепкого алкоголя — на 75%, вина — на 66% и пива — на 42%.
Пьют больше алкоголя на карантине и итальянцы. Например, за время карантина продажи вина в Риме выросли на 240%, а во Флоренции — на 220%.
Какая же ситуация с употреблением спиртных напитков сложилась в Украине?
Еще в начале карантина на просторах Интернета стали появляться вебинары вроде «Как не забухнуть на карантине» или «Сколько выпить вина, чтобы не заразиться коронавирусом». К тому же, судя по фото в соцсетях, многие украинцы в период карантина действительно начинают и заканчивают свой день с бокалом игристого или пенного.
Неужели продажи у украинских производителей действительно резко выросли? По словам собственницы и CEO компании 46 Parallel Wine Group Анны Горкун, общий объем продаж вина остается на прежнем, докарантинном уровне. «Того резкого скачка спроса или роста продаж вина, о котором пишут некоторые зарубежные издания, мы в Украине не фиксируем. Сегодняшние объемы продаж соответствуют плановым сезонным показателям», — отмечает Горкун.
Ассортимент продаж в 46 Parallel Wine Group глобально не изменился. Спрос продолжает меняться сезонно и традиционно: сухие и полусухие вина становятся более популярными в теплую погоду.
По мнению генерального директора корпорации «Укрвинпром» Владимира Кучеренко, в связи с карантином украинцы стали более экономными.
«На сегодняшний день наш рынок наполнен импортной винодельческой продукцией. Этому способствует не только открытость нашей таможенной территории, но и благоприятные условия (дотации, экспортная, ценовая, кредитная и рекламная политика и т.п.) для производителей в других странах относительно производства и экспорта продукции, в том числе в Украину.
Однако, в связи с мировой пандемией и ситуацией, сложившейся с закрытием границ, украинцы стали больше обращать внимание на продукцию отечественного производителя. Из-за пандемии коронавируса украинцы стали экономнее, и поскольку продукция украинского происхождения имеет более лояльную ценовую политику по сравнению с иностранной, люди все чаще отдают предпочтение именно ей», — комментирует для AgroPortal.ua Владимир Кучеренко.
Влияет ли пандемия на украинское виноделие?
Несмотря на то, что украинцы отдают предпочтение украинскому вину, сами виноделы терпят убытки. Владелец первой официально зарегистрированной мини-винодельни в Украине Don Alejandro Winery Александр Шаповалов рассказывает, что продукция его предприятия представлена в основном в НоReCa, поэтому в связи с закрытием ресторанов из-за карантина, продажи полностью остановились.
«Проблема, с которой столкнулись производители, — торговые сети задерживают расчеты с производителями по торговым операциям. Кроме того, производители должны заранее оплатить акциз и другие расходы, что, конечно, отражается на оборотных средствах и в дальнейшем ведет к дефициту бюджета», — говорит генеральный директор корпорации «Укрвинпром».
Винодел Николай Касьяненко и его вина «Кассия» также претерпели изменения. «Карантин, конечно же, вносит свои коррективы в планы и поведение каждого. Мы — не исключение, вынуждены подстраиваться. На виноградниках сейчас работает один человек, остальные — на карантине», — отмечает он.
Chateau Chizay в определенной степени повезло: очень активно готовились к весеннему сезону. Уже готовы вина свежего разлива, и карантин не помешает.
Онлайн-продажи: выход из ситуации или бесполезная трата времени?
«Онлайн украинцы также перестали покупать, и не стоит сравнивать платежеспособность и культуру потребления зарубежных ценителей с украинскими, — отмечает Шаповалов. — Виноградарство и виноделие в Украине сейчас находится под серьезным ударом, вплоть до банкротства и закрытия винодельческих предприятий».
А вот в 46 Parallel Wine Group ситуация с онлайн-продажами кардинально другая.
«Когда начался карантин, и большинство населения осталось дома, продажи вина в Интернете заметно выросли. В марте 2020 года онлайн-продажи нашей продукции выросли примерно в три раза по сравнению со средними продажами за предыдущие периоды», — рассказывает СЕО компании.
На онлайн-продажи акцент сделал и пивзавод «Ривень» — они принимают заказы на адресную доставку пива. На своей странице в Facebook компания отмечает, что не ожидали, что такая услуга получит популярность. Именно поэтому пивзавод вынужден был привлечь для доставки хмельного товара дополнительный персонал и транспорт. Прием заказов и доставка происходит дважды в день. Минимальный заказ — 1 упаковка пива.
Карантинное общение с потребителями
Пивзавод «Ривень» сейчас больше использует для общения со своими потребителями мобильную связь, через которую, собственно, и можно оформить заказ.
46 Parallel Wine Group свою глобальную политику коммуникаций не меняли, они движутся по разработанному плану, однако несколько изменили акцент в коммуникации.
«В частности, мы еще активнее даем комментарии и ответы на запросы СМИ, рассказываем об организации работы и безопасности производства, управления бизнесом на карантине. Важно, чтобы наши клиенты и партнеры получали максимум информации, необходимой им для принятия решений: как о покупке одной бутылки вина, когда речь идет о потребителе, так и десятков тысяч бутылок, когда речь идет о партнерах-дистрибьюторах», — рассказывает Анна Горкун.
Поддержать свое, отечественное
Сегодня крайне важно поддержать украинского производителя, ведь это уже не просто проявление патриотизма, а шаг для поддержки экономики страны.
«Винодельческие предприятия — это рабочие места, отчисления в бюджеты разных уровней. А в отдельных регионах виноделие — это бюджетообразующая отрасль, — отмечает Владимир Кучеренко. — Мы ожидаем, что правительство оперативно примет Закон «О внутренней торговле». Кроме того, считаем, что для поддержки производителей следует рассматривать возможность производства антисептических, дезинфицирующих средств с использованием подакцизных товаров — спирта коньячного, главной и хвостовой фракции спирта коньячного, изготовленного производителями Украины, которые имеют полный технологический цикл производства спирта коньячного. Для этого необходимо внести необходимые изменения в законодательство, чего мы очень ждем от правительства».
Иванна Панасюк, AgroPortal.ua