Прибыль производителей молока за год упала на 16%

11 января 2021, 11:57 2360

Индекс условной доходности производства молока Украины (УМИ) в декабре 2020 г. вырос. До этого показатель весь год стабильно падал, увеличившись лишь однажды на 0,4% в июне.

Об этом рассказал экономист инвестиционного департамента Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО) Андрей Ярмак на своей странице в Facebook.

Он отметил, что так низко в декабре УМИ никогда не падал в истории.

«Такой уровень отношения цен на молоко к ценам на корма присущ скорее июню или июлю, но никак декабрю! А это значит, что год был для молочников «так себе», но мог быть и хуже», — отметил эксперт.

Ярмак объяснил, что именно корма были главным фактором для УМИ в 2020 г. Резкий рост цен на корма были абсолютно неожиданным, потому что фундаментальные факторы скорее указывали на перспективу падения цен, но погодные катаклизмы привели к стремительным ценовым ралли на рынках кормовых компонентов.

Он также привел изменения цен на кормовые комоненты по сравнению с закупочными ценами на молоко за 12 месяцев (декабрь 2020 г. к декабрю 2019 г.):

— молоко — + 12,4%;

— пшеница фуражная — + 57%;

— кукуруза фуражная — + 82%;

— шрот подсолнечный — + 126% (то есть в 2,3 раза);

— шрот соевый — + 74%.

«Понятно, что УМИ 2020 года не может быть выше, чем в 2019 года. Фактически, прибыли производителей молока в 2020 году упали на 16,1% по сравнению с 2019 г., но были выше, чем в 2018 году. Если взять последние 5 лет, то УМИ 2020 г. был на 4% выше, чем средний показатель за 5 последних сезонов, поэтому нельзя сказать, что сезон был слишком плохим. Но и в актив его нельзя будет занести», — добавил эксперт.

Ярмак считает, что глобальный молочный бизнес в последнее время начинает чувствовать избыток эмиссии ведущих валют, что частично стимулирует рост номинальных цен.

«Но даже это дает существенный рост цен, если сравнить год к году. За год масло сливочное подорожало на 8-9%, а белок — на 2%. Опять растет разница между ценами на молочный жир и белок, как видно из цифр, приведенных выше. Поэтому жирное молоко и продолжает оставаться актуальным», — добавил он.

Эксперт подчеркнул, что глобальная пандемия имеет и будет и дальше иметь негативное влияние на молочный бизнес, в котором будут выживать преимущественно максимально эффективные производители и переработчики.