Такое мнение высказал экономист инвестиционного центра Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО) Андрей Ярмак в своем блоге на EastFruit.
По его мнению, в такой ситуации производители могут потерять рынки, которые завоевывались огромным трудом.
«Почему так происходит? Да потому, что сейчас на внутреннем рынке можно оптом продать яблоко среднего качества по 9-11 грн/кг, а премиальное — ещё дороже. Но его не предлагают практически вообще. В то время как годом ранее в это же время даже по 4 грн/кг яблоко продавалось крайне плохо», — объясняет эксперт.
Ярмак отмечает, что все качественное яблоко заложено либо же закладывается на хранение, плохое продаётся на внутреннем рынке, и очень многие уже не считают важным думать об экспорте и поддерживать наработанные ранее связи, ожидая, что смогут всё продать подороже даже на внутреннем рынке или экспортировать, когда цена на мировом рынке вырастет.
«Т.е. производители снова предпочитают игры в казино системному маркетингу. Поскольку фруктовый бизнес создаётся на десятки лет, как минимум, такой краткосрочный горизонт принятия решений просто нелогичен. Похоже, что все уже забыли прошлый сезон, и все уже считают, что низких цен на яблоко больше не будет никогда», — объясняет он.
При этом роста цен в ЕС и на Ближнем Востоке можно не дождаться, считает эксперт. Ключевые экспортёры качественного яблока Европы не показали существенного снижения объёмов производства. Кроме того, не стоит забывать и о США — здесь вообще урожай, по оценкам местных специалистов, будет вообще рекордным за всю историю.
Кроме того, Сербия и Молдова на двоих экспортируют до 400 тыс. т яблока в год. Это в 6-7 раз больше, чем весь украинский экспорт в рекордный сезон. И там урожай яблока в этом году вполне хороший.
«Учитывая, что украинские садоводы игнорируют запросы покупателей, сербы и молдаване начинают уже отбирать клиентов у Украины», — констатирует Ярмак.
Он предположил, что когда украинские садоводы откроют хранилища с качественным яблоком и захотят инициировать экспорт, то интерес к их яблоку может оказаться ниже их сегодняшних ожиданий.
«Сможет ли внутренний рынок потребить всё произведенное яблоко и заплатить за него адекватную цену? В принципе такой вариант не исключён, если растянуть продажи до конца июля, и если предположить, что потребление будет оставаться высоким всё это время. Однако не стоит забывать, что сравнительно высокая цена на яблоко будет негативно влиять на потребление, поэтому экспортировать яблоко всё-таки придётся. Тем более, что за премиальное яблоко можно получить более высокую цену и вернуть НДС.
Системная работа по экспорту яблока и любого другого товара, предполагает эффективные коммуникации и выстраивание долгосрочных отношений с партнёром-покупателем. Репутация поставщика всегда конвертируется в более высокую цену. А на позитивной разнице в цене всегда можно заработать больше, чем даже потенциально сэкономить на затратах», — объясняет эксперт.