Соответствующая инициатива зафиксирована в законопроекте №3047, который был зарегистрирован в парламенте на прошлой неделе.
Законопроект разработан для реализации политики Президента и правительства в части поддержки агропроизводителей. Он предусматривает создание специализированной институции для содействия доступу малых и средних фермеров к кредитам коммерческих банков путем предоставления частичных гарантий по этим кредитам.
«Создание фонда соответствует мировой практике и в целом будет способствовать решению проблемы кредитования сельхозпроизводителей, не имеющих достаточных объемов собственного имущества для предоставления гарантий по кредитам, необходимым для обеспечения их деятельности», — комментирует для AgroPortal.ua заведующий отделом финансово-кредитной и налоговой политики Национального научного центра «Институт аграрной экономики», к.э.н. Леонид Тулуш.
По его словам, подобные учреждения функционируют в странах ЕС, в частности в прибалтийских странах.
Важно, что фонд создается при наличии определенного ресурса для наполнения его уставного капитала, отмечает эксперт. Государственным бюджетом Украины на 2020 год на эти цели предусмотрено 240 млн грн.
«Вместе с тем, содержание законопроекта не позволяет в достаточной степени оценить возможности эффективной работы такой институции. В частности, фонд предлагается создать как коммерческую организацию с привлечением частных средств и выплатой дивидендов. Очевидно, что такой подход может затруднить доступ к его услугам наименее платежеспособных товаропроизводителей, для которых он создается», — считает Тулуш.
В законопроекте не определено, какая часть кредита будет гарантироваться за счет фонда, будет ли ограничение по размерам полученного кредита, на какой срок предоставляются гарантии, без чего сложно представить масштабы его деятельности.
К тому же, заинтересованность фонда в собственных доходах содержит дополнительные риски формирования малоприменимых для значительной части товаропроизводителей нормативов.
«Определенные риски несут также некоторые несогласованности отдельных статей законопроекта. В частности, в статье 2 целью и задачей фонда определена поддержка малых и средних субъектов предпринимательства и предоставление частичных гарантий по их кредитным обязательствам», — анализирует специалист.
В то же время, в статье 13 предоставление частичных гарантий определяется уже «основным видом деятельности фонда». А в статье 5 среди источников финансирования фонда содержится доход от финансово-хозяйственной деятельности.
С учетом бюджетной составляющей фонда, было бы целесообразно законодательно определить права потенциальных клиентов фонда, перечень оснований для отказа в предоставлении гарантий и т.п., считает эксперт.
В целом Тулуш отмечает, что принятие законопроекта с отражением в нем конкретных механизмов частичного гарантирования будет способствовать более эффективной работе фонда.
Наталья Рекуненко, AgroPortal.ua