Сельский туризм во многих странах используется не просто как способ увидеть местные достопримечательности, но и развивать сельскую инфраструктуру, привлекать инвестиции и улучшать жизнь на селе. Так называемый зеленый отдых в Украине пока только находится на этапе развития и не особо схож с направлением «эко», как в Европе. В то же время в Нидерландах жители провинций ухищряются на самый различный креатив, чтобы привлечь больше туристов и инвестиций в свою округу.
Все начинается с единой идеи
Голландская философия о том, что на своей земле мы должны бережно использовать все природные ресурсы, передавая знания и опыт будущим поколениям, полностью отражается не только в ведении агропроизводства, но и в концепции сельского туризма. Проще говоря — цени то, что у тебя есть, и объединяйся с остальными, чтобы завтра это стало еще лучше. И именно голландцы в этой идее значительно преуспели. Правда, большой преградой стали некоторые экологические аспекты. Небольшая густонаселенная Голландия раньше ежегодно сталкивалась с проблемами водной среды.
Поскольку экология стоит в приоритете как государственной политики, так и населения, к этому вопросу в стране подошли комплексно. Для того, чтобы осушить береговую линию и остановить постоянное наводнение, голландцы, начиная с 1920-го по 1975 г., начали выстраивать дренажную сеть с мощными насосными станциями и дамбами, так называемый уникальный проект «Зейдерзе». Это позволило осушить и держать под контролем около 60% территории, или 1,6 тыс. км2, на которой сейчас проживает значительная часть населения. Кроме того, голландцам удалось приспособить фактически морское дно к выращиванию сельскохозяйственных культур. Там же появились и первые населенные пункты.
Поскольку эти земли не были особо плодородными, голландцы вынуждены были придумать способы, чтобы начать получать прибыль на местах. Выходом стал и аграрный туризм в том числе.
Комбинация агро и туризма
Голландцы в вопросе туризма пошли далеко, используя по максимуму особенности каждого пригородного региона. В последние годы все большую популярность стал набирать так называемый экотуризм, который не ограничивается просмотром природных достопримечательностей, но сопровождается активным отдыхом и здоровым образом жизни.
Хорошей идеей стало объединение туризма и агро: голландцы взяли на вооружение свои традиционные сельскохозяйственные промыслы и на уровне поселков начали организовывать небольшой туристический бизнес. К примеру, любой желающий может поехать в провинции Нидерландов и на семейной ферме попробовать себя в роли агрария: увидеть технологию варения сыра, ухаживать за домашними животными или высаживать тюльпаны. При этом все производство в таких маленьких фермах — органическое.
Несмотря на то, что государство никоим образом не контролирует и не ограничивает предпринимателей в этой сфере, Нидерланды являются негласной столицей зеленого туризма. В Амстердаме находится общественная организация — ЕСЕАТ, которая координирует сотрудничество тысяч небольших туристических бизнесов по всей Европе. В основном это именно агротуризм или туризм в сельской местности. По большому счету они следят за тем, чтобы предоставляемый сервис и услуги были качественными, а предприниматели оставались конкурентными и востребованными на рынке.
История одного успеха
Однако сельское хозяйство — не единственная идея для бизнеса. Яркий пример — деревушка Оутмарсум в округе Оверейссел на севере Нидерландов с населением не более 4,5 тыс. человек. Небольшой городок привлекает не только древними соборами и историческим центром, но и системой современных отелей и магазинов. Округа пестрит живописными ландшафтами, подстриженными кустарниками, небольшими угловатыми домиками и фермами с пони, пасущимися на лугах.
Но самое интересное, что голландцы называют этот округ раем для велосипедистов, поскольку местные пейзажи считаются самыми впечатляющими во всей стране. VillaVelo — это небольшой семейный отель-велокомплекс. Тут туристы и просто отдыхающие голландцы могут взять напрокат велосипеды, чинить их самостоятельно, пообедать и остаться переночевать на уик-энд.
На такую интересную идею семейная пара решилась после того, как стала понимать, что их отель теряет рентабельность. После этого они обратились за консультациями профессоров университета Саксион, расположенного неподалеку, проводили исследования на наличие спроса на рынке. В результате им удалось совместить в одном туристическом предприятии несколько сервисов, которые тут же начали пользоваться спросом.
VillaVelo ежегодно посещают как профессиональные велосипедисты и спортсмены, так и компании молодых людей до 20 человек, которые просто хотят провести отдых вместе. В арсенале предприятия есть как любительские велосипеды, так и специальные модели, стоимость некоторых оценивают в 20 тыс. евро. Сами хозяева говорят, что особого секрета успеха нет — просто нужно найти свою нишу на рынке и, предоставляя качественный сервис, получать выгоду.
Опыт превыше всего
В Украине возможности для сельского туризма просто неограниченные. Влияет на это и благоприятное расположение страны — есть горные районы, лесные равнинные озера и живописные морские пейзажи. Самобытная культура и уникальные традиции ежегодно притягивают как сотни туристов из-за рубежа, так и украинцев, уставших от суеты мегаполиса.
Вместе с тем, пока что качество предоставляемых туристических услуг не всегда соответствует желаемому. Проблема тут в самой местной инфраструктуре, реализации подходов собственников и малом спросе среди желающих в некоторых регионах. При этом даже самая простая идея может стать небольшим, но успешным видом бизнеса.
Наталия Ключникова, AgroPortal.ua