Цены на мировых рынках на молочную продукцию идут вниз (рецессия). Внутреннее потребление падает из-за того, что украинцы становятся все беднее. Поэтому молочную отрасль ждет впереди непростой год.
Об этом рассказала генеральный директор Ассоциации производителей молока (АПМ) Анна Лавренюк, озвучив шаги, которые помогут молочной отрасли выжить в эти сложные времена.
- Снизить ставку НДС на молоко-сырье и готовую молочную продукцию — это поддержит покупательную способность украинцев и внутреннее потребление.
- Продолжить переговоры с ЕС о пролонгации беспошлинного ввоза на территорию ЕС молочных продуктов (ведь нынешние меры по либерализации торговли действуют только до 5 июня 2023 г., и уже сейчас начинают звучать голоса некоторых еврочиновников о невозможности конкурировать с украинскими молочниками).
- Ускорить разминирование полей для проведения весенне-полевых работ.
- Восстановить государственную поддержку (молочная отрасль должна быть во всех планах по восстановлению Украины).
- Ввести полноценную национальную программу «Школьное молоко», включающую также мероприятия по просвещению и популяризации молочных продуктов среди детей, их родителей и педагогов (а для ее частичного финансирования принять закон «Об акцизе на сладкие газированные напитки»).
- Кооперация — новые времена и новые вызовы. Так много все говорили о кооперации до войны, но не могли найти того общего, что бы всех объединило. Все знают, что через некоторое время Украина станет членом ЕС, границы станут прозрачными, и куда поедет украинское молоко (особенно из современных приграничных хозяйств) — на украинские заводы или на заводы Польши, Румынии или даже Германии?
- Единый бренд, единый стандарт для экспорта молочной продукции. Недавно Польша выиграла тендер на поставку в Алжир 10 тыс. т СОМ. А могла бы Украина выиграть такой тендер, или мы и дальше на таких тендерах будем продавить зерновые и масличные, а добавленную стоимость отдавать полякам, немцам, нидерландцам и другим?