Рост расходов, нехватка кадров и блокирование судоходства — топ-3 вызова транспортного бизнеса в 2023 году.
Таковы выводы отраслевого исследования «Инфраструктурный индекс 2023», проведенного Европейской Бизнес Ассоциацией совместно с юридическими фирмами Arzinger и Sayenko Kharenko.
Кроме того, респонденты отнесли очереди на пограничных переходах и ограничения украинского экспорта странами-соседями ЕС к самым большим вызовам военного времени.
«Большинство опрошенных, а именно 84% компаний, готовы восстановить логистику через морские пути после деблокады портов, причем большинство готовы сделать это в кратчайшие сроки. В то же время 29% говорят, что для этого нужно будет привлечение дополнительного финансирования, в том числе государственной поддержки. В частности, речь идет о необходимости финансирования восстановления поврежденной портовой и железнодорожной инфраструктуры», — говорится в сообщении ЕБА.
Наиболее актуальными инвестиционными проектами в Европе и Украине для рынка логистики второй год подряд респонденты назвали развитие автомобильных дорог, соединяющих Украину и ЕС (с этим согласны 66% респондентов), развитие евроколеи на территории Украины (62% респондентов), строительство в Украине стратегических универсальных транспортных хабов (61%).
За прошлый год с 79% до 70% сократилось количество респондентов, которые считают необходимым развивать сеть стратегических универсальных транспортных хабов в западных регионах Украины, которые могут выступать в качестве резерва мощностей. В то же время 26% считают, что это будут лишние инвестиции после восстановления судоходства в Черном море.
В то же время почти половина опрошенных, а именно 46%, считают целесообразной приватизацию портовых терминалов в военное время. Из них 53% отмечают, что следует увеличить количество существующих сейчас объектов приватизации за счет других портовых активов. Наиболее эффективным подходом к приватизации портовых активов 52% респондентов назвали пообъектную (потерминальную) приватизацию, в рамках которой отдельные терминалы порта могут выступать отдельными объектами приватизации.
Приоритетными направлениями развития в сфере дорожного хозяйства специалисты называют увеличение пропускной способности автомобильных пунктов пропуска на границе (так считают 78% респондентов), развитие автомобильных дорог в рамках проекта Транс-европейской транспортной сети TEN-T (73%) и внедрение международных стандартов в строительстве дорог — FIDIC, независимые инженеры и т.д. (46%).
«Для стабилизации рынка перевозок и логистики, по мнению бизнеса, власть должна сфокусироваться на разблокировании морских коммерческих перевозок и открытии украинских портов для всех видов грузов, обеспечении страхования рисков для инвесторов, а также строительстве и модернизации путей в направлении границы с ЕС и дунайских портов», — добавили в ЕБА.