Украинским экспортерам придется снова воевать за рынки и меньше зарабатывать

24 июня 2023, 13:20 3899

Масса всего экспортного груза агропродукции будет вдвое меньше, чем обычно вывозили из Украины. Поэтому не будет такого давления на ограниченную логистику, как в прошлые годы.

Такой прогноз озвучил эксперт логистики, член Комитета по логистике Европейской Бизнес Ассоциации (ЕБА) Юрий Щуклин. 

По его словам, повышенный спрос на перевозки возникал, поскольку в июле-августе аграрии срочно вывозили пшеницу, чтобы освободить склады под кукурузу, половину которой потом стремились срочно вывезти до декабря.

«Кукуруза с ее урожайностью до 120 ц/га давала наибольшую массу зернового груза для железной дороги. Но именно кукуруза и больше всего пострадала в 2022 году, поскольку расходы на ее логистику вывели ее производство за пределы рентабельности. Этой весной к логистическим проблемам добавились проблемы со сбытом кукурузы. Ее хотят купить, но ты не можешь ни за какие деньги доехать до покупателей: закрыт зерновой коридор, закрыта Европа. Хуже всего, чего достигли причастные к этому: наши производители потеряли финансовый смысл в выращивании некоторых культур. Кто в здравом уме будет производить то, что невозможно реализовать? Поэтому аграрии прибегли к севооборотам, в основном отказались от кукурузы и пошли в сторону подсолнечника, рапса, нишевых культур, которые можно реализовать с добавленной стоимостью», — констатирует эксперт. 

Юрий Щуклин подытожил, что ряд логистических проблем украинского аграрного сектора в 2022-2023 годах приведет в долгосрочной перспективе к потере украинскими экспортерами аграрных рынков.

propData.content.image
Юрий Щуклин, эксперт логистики, член Комитета по логистике Европейской Бизнес Ассоциации (ЕБА)

Неработающий зерновой коридор и закрытые сухопутные границы — это данность, с которой производителей заставили примириться. Наши рынки, например, Китай, Испания, страны Балтии, куда мы не доехали с нашей продукцией, очень быстро заняли другие: бразильские или польские фермеры. Они получили результат от эмбарго: их рынок стал больше, они спокойны, ведь имеют сбыт. Те, кто ориентировался в Балтии на нашу продукцию, потери не заметили. Если нашу продукцию на рынках кто-то сейчас замещает, то нашего места там может потом не оказаться. Придется заново завоевывать рынки. Возможно, для этого несколько лет придется работать с меньшей маржой. 

Эксперт отметил, что просто ждать лучших времен — высоких цен, разблокирования коридора, отмены эмбарго, победы, открытия портов или всего вместе — это не стратегия. По его мнению, необходимо создать условия, чтобы наши производители могли попадать на рынки, а не в логистические ловушки. А это именно функция государства и нанятого им Кабмина.