Об этом говорится в сообщении ассоциации «Украинский клуб аграрного бизнеса».
Как отмечается, еще несколько лет назад производство земляники садовой в Украине считалось нерентабельным бизнесом, а отечественные рынки были заполнены ягодами из соседней Польши и других стран ЕС. Опыт работы украинцев, в основном на польских полях, дал возможность понять, что Украина собственными силами вполне может обеспечить растущий спрос на клубнику на внутреннем рынке.
«Это было подтверждено на практике — за последние 6 лет объемы импорта свежей земляники садовой сократились на 88% — с 1286 тонн в 2012 году до 153 тонн в 2017 году, при этом экспорт вырос на 90% — с 184 тонн до 1799 тонн соответственно», — говорится в сообщении.
В 2013 году были зафиксированы максимальные объемы потребления клубники, в последующие годы рынок медленно сокращался. Восстановление растущего тренда на рынке земляники состоялось в 2017 году, когда темп прироста потребительского спроса к предыдущему году оценивался в +11%.
К основным мировым производителям садовой земляники принадлежит Польша, которая выращивает около 200 тыс. тонн промышленной земляники, что втрое больше, чем объемы, которые выращивают в Украине на данный момент. Также эта страна является глобальным лидером по объемам экспорта замороженной земляники — 95 тыс. тонн в 2017 году. Однако за последние 6 лет объемы импорта польской свежей клубники в Украине сократились на 68%, тогда как Украина увеличила экспорт земляники замороженной в Польшу с 0,031 тонны в 2013 году до 3,2 тонны в 2017 году.
Фактическая потеря одного из рынков сбыта и конкуренция на рынке замороженной ягоды — головная боль для польских переработчиков. По сообщению отраслевых СМИ, сейчас польские перерабатывающие предприятия принимают решение закупать болем дешевое украинское сырье, что непосредственно оказывает отрицательное ценовое влияние на польскую ягоду. По данным «Инфо-Шувар», земляника украинского производства по состоянию на 29 мая оценивалась в среднем в 28-35 грн/кг, польская ягода стоит около 53 грн/кг.
По оценкам ассоциации «Укрсадпром», по итогам 2017 года Украина экспортировала 1,8 тыс. тонн свежей клубники и 3,0 тыс. т замороженной. Отечественные предприятия в прошлом году экспортировали 15% производимой земляники в свежем виде и 25% — в замороженном. Экспортные поставки обеспечиваются исключительно за счет предприятий, которые могут предложить большие однородные партии продукции.
Клубничный сезон длится недолго, поэтому в краткосрочной перспективе стоимость сладкой ягоды медленно будет расти из-за сокращения предложения.
Что касается других продуктов питания, то в течение мая украинцы могли наблюдать рост стоимости большинства из них. Больше всего прибавили в цене свекла (+66%), капуста (+64%), морковь (+48%) и лук (+18%). Однако, это переходный период, который наблюдается ежегодно, — запасы овощей старого урожая заканчиваются и на рынок выходит новый урожай, который в первые месяцы достаточно «кусачий» в цене, однако с ростом объемов поставок на внутренний рынок цены стабилизируются и ближе к сентябрю начнут снижаться.
Среди продуктов питания, которые снизились в цене, можно выделить гречку (-9%), сахар (-4%) и яйца (-3%).