Бизнес определил ключевые условия эффективной климатической политики в Украине

20 мая 2024, 08:00 961

Эксперты Европейской Бизнес Ассоциации (ЕБА) поддерживают инициативы правительства, касающиеся климатического регулирования, однако обращают внимание на некоторые моменты, без учета которых они будут неэффективными или же вообще останутся только на бумаге.

Об этом говорится в сообщении ЕБА

Отмечается, что с начала 2024 года были опубликованы для общественного обсуждения четыре важных проекта нормативно-правовых актов:

  • Стратегия формирования и реализации государственной политики в сфере изменения климата на период до 2035 года и операционный план ее выполнения на 2024-2026 годы;
  • Законопроект об основных принципах государственной климатической политики;
  • Национальный план по энергетике и климату;
  • Стратегия внедрения системы торговли квотами (СТВ) до 2033 года и операционный план ее выполнения на 2024-2026 годы.

В ассоциации призвали правительство не спешить с введением СТВ и обеспечить проведение регулярного диалога с бизнесом относительно параметров запуска и функционирования будущей стратегии.

«СТВ — это европейское обязательство Украины, определенное и в Соглашении об ассоциации с ЕС, и в Плане Ukraine Facility. В то же время ни в одном из них не установлены сроки, когда СТВ должна заработать в Украине. По мнению бизнеса, предлагаемый чиновниками запуск пилотной фазы в 2026 году не является реалистичным, ведь данные о фактических выбросах СО2 в результате деятельности предприятий, которые являются основой для построения системы и ее ключевых элементов, отсутствуют», — объясняют в ассоциации.

И добавляют, что на период военного положения приостановлено представление отчетности о выбросах СО2 в рамках системы МОВ. Восстановить обязательную отчетность планируется только в 2025-2026 годах (ЕС требует сделать это до конца II квартала 2025 года), однако такое восстановление выдвигает ряд вызовов организационного характера, среди которых сложность верификации на предприятиях, находящихся в непосредственной близости к зонам боевых действий и являющихся объектами атак российских войск. 

Экспертное сообщество (международные проекты, бизнес) неоднократно подчеркивало, что для качественного определения таких параметров СТВ как распределение квот, установление верхнего лимита выбросов обязательно нужно иметь данные о выбросах от предприятий минимум за три года. 

Кроме того, введение СТВ не освободит украинских производителей, экспортирующих продукцию в ЕС, от необходимости платить СВАМ (механизм пограничной углеродной корректировки) и приведет к существенному поднятию себестоимости всей продукции.

«Нагрузка на экспортно ориентированные отрасли промышленности в результате внедрения СТВ может значительно превышать финансовый эффект СВАМ. Поэтому СВАМ должна рассматриваться отдельно от СТВ, и попытки внедрения СТВ в сроки до начала действия финансовых обязательств СВАМ в 2026 году могут привести к коллапсу подготовки и к СВАМ, и к СТВ, учитывая ограниченные ресурсы государственных органов и бизнеса», — подчеркивают в ЕБА.

Кроме того, введение СТВ приведет к поднятию стоимости электроэнергии, цемента, стали и ряда других групп продуктов, которые критически важны во время войны и восстановления. 

Как считают эксперты, Украине следует способствовать достижению применения СВАМ к Украине по декларативному принципу. Действующее регулирование CBAM позволяет ЕС принять во внимание исключительные и неспровоцированные события, повлекшие разрушительные последствия для экономики и индустриальной инфраструктуры страны, экспортирующей в ЕС товары, охваченные СВАМ. То есть фактически это будет тот же подход, как и для остальных стран, но без взимания платы за выбросы. 

В то же время, по мнению специалистов ЕБА, Минэкономики следует начать разработку украинского механизма СВАМ для импорта продукции из третьих стран.