Об этом на XVI Международной конференции «Овощи и Фрукты Украины 2019. Экспортный прорыв» поделилась и.о. министра аграрной политики и продовольствия Украины в 2019 г., эксперт по внешним рынкам Ольга Трофимцева, сообщила ее пресс-служба.
В частности, экспорт орехов по результатам прошлого года составил $117 млн. По категории «Плоды и орехи» украинские компании выручили $78 млн, а внешние продажи яблок достигли $15 млн. Не отстает и овощной сегмент. Один только экспорт сушеных бобовых оценивается статистиками в $115 млн. Бобовых овощей продано за границу на $35 млн, и еще на $10 млн — помидоров.
«Однако именно помидоры находятся в топе овощного импорта в Украину. За 2018 г. их ввезено на $37 млн. На втором месте — спаржа, третьем — лук. Но, как мы видим уже по текущему сезону, топовые позиции могут меняться в зависимости от текущей конъюнктуры рынков и ситуации с предложением того или иного продукта на внутреннем рынке», — рассказывает Трофимцева.
Традиционно среди фруктов больше всего импортируется цитрусовых ($217 млн), бананов ($144 млн) и ягод ($142 млн).
«Плодоовощной сегмент очень перспективный с точки зрения экспорта. Конечно, на внешний сбыт накладывает отпечаток то, что большинство такой продукции до сих пор производится личными хозяйствами населения и относительно небольшая часть — коммерческими сельскохозяйственными производителями», — говорит Трофимцева.
Основными критическими точками, важными для выхода на внешние рынки в разрезе данного сегмента, она называет необходимость соблюдения высоких стандартов качества, ценовую конкурентоспособность, а также необходимость формирования регулярных товарных партий производителем.
«Качество продукции должно стать вашей фишкой, конкурентным преимуществом. Это то, что вообще не должно обсуждаться. И под качеством я понимаю как минимум несколько составляющих, в том числе товарный вид вашей продукции, ее упаковка. Что касается цены, то каждому из вас придется научиться четко считать вашу цену, включая все логистические расходы, и понимать, насколько конкурентным вы сможете быть на том или ином рынке, несмотря на то, что борьба иногда может идти за каждые полцента. Но при этом призываю вас не позиционировать украинскую продукцию как «дешевую», пытаясь демпинговать. Лучше пробовать выводить ваш продукт в премиальный сегмент и доказывать, что Украина — это об эксклюзивном качестве», — добавляет она.
Трофимцева подчеркнула, что основной задачей для отечественных производителей плодоовощной продукции на экспортных рынках на следующие 3-5 лет является работа над формированием репутации украинского поставщика в связи с тем, что нас еще недостаточно знают и, соответственно, не очень доверяют потенциальные покупатели. Только через системную и слаженную работу производителей и государства станет возможным сформировать репутацию надежного поставщика высококачественной плодоовощной продукции с тем, чтобы потом эта репутация работала на каждого агропроизводителя и страну в целом.