В прошлом году Украина экспортировала рекордное количество замороженных ягод, и эта продукция получила больше всего экспортной выручки в плодоовощном сегменте.

В условиях войны увеличение производства замороженной продукции — ягод, фруктов и овощей — стало еще более актуальным, поскольку так можно сохранить урожай и с учетом логистических проблем реализовать продукцию в более поздние сроки.

Как рассказывает президент Украинской плодоовощной ассоциации (УПОА) Тарас Баштанник, до 2022 г. рынок заморозки в Украине динамично развивался и рос. По его мнению, такая положительная тенденция продолжится — объемы заморозки будут и дальше расти, поскольку это один из качественных вариантов экспорта плодово-ягодной продукции, особенно ягод.

Мировой рынок замороженных плодов и ягод составляет более $4 млрд, доля Украины в объеме мирового экспорта — почти 3%.

По данным ассоциации «Ягодоводство Украины», в прошлом году украинские производители малины экспортировали ее больше всего за всю историю из-за рекордной цены и неурожая в Северном полушарии. Согласно статистике, за границу в замороженном виде экспортируется половина выращенной малины.

В целом замороженной малины в мире реализуется больше, чем свежей, что обусловлено вкусовыми особенностями и плохой лежкостью этой ягоды.

Кроме малины, в тройке ягод-лидеров, которые чаще всего экспортируют в замороженном виде, также черника и смородина. В основном импортированные из Украины замороженные ягоды идут на дальнейшую переработку.

Тарас Баштанник, президент Украинской плодоовощной ассоциации (УПОА)

«В этом сезоне вопросом №1 для производителей будет хранение урожая. Так что лучше ягоду заморозить, чем выбросить. Прогнозирую, что объемы производимой, переработанной или экспортированной продукции в виде замороженных ягод будут не меньше, чем в прошлом году, а возможно и больше. Это что касается культурных ягод. Возможно, по дикорастущим объемы упадут из-за войны».

Тарас Баштанник, президент Украинской плодоовощной ассоциации (УПОА)

Также эксперт обращает внимание, что в этом году юг Украины даст меньше продукции, особенно Херсон, где обычно много замораживалось садовой земляники, но сейчас это невозможно будет сделать. Но по другим регионам, убежден Тарас Баштанник, все будет происходить планово.

Меньшим, чем ягоды, но таким же привлекательным для украинских производителей является производство замороженных овощей.

Сегодня сложно спрогнозировать качество продукции, которую получат агропроизводители, поскольку все были в разных условиях: кто-то успел закупиться необходимыми материально-техническими ресурсами, а кому-то действительно пришлось экономить.


Юрий Кривенко, директор завода «Авуар» бренда Tevitta

«Точно сказать относительно качества продукции можно будет только тогда, когда она поступит на завод, после соответствующего анализа».

Юрий Кривенко, директор завода «Авуар» бренда Tevitta

Он добавляет, что экономия на МТР повлияет на количество валового сбора и уменьшит качественные показатели урожая.

Соответственно аграрии, прилагая те же усилия, получат меньшую прибыль.


Людмила Лебедь, Наталия Помянская, AgroPortal.ua

Крупяные перспективы. Сможем ли закрыть спрос с нового урожая Крупяные перспективы. Сможем ли закрыть спрос с нового урожая

В потребительской корзине украинцев значительное место занимают крупы, поскольку более 30% получаемых калорий формируется именно благодаря продуктам переработки зерна. Понятно, что во время войны производство круп является первоочередным в формировании продовольственной безопасности, ведь, например, отсутствие гречки в торговых сетях на многих украинцев действует как индикатор кризиса.

В мире — повышенный интерес к украинским продуктам В мире — повышенный интерес к украинским продуктам

Из-за большого количества украинцев в Польше у местных ритейлеров возник повышенный интерес к украинским продуктам питания. И сейчас у них есть большие шансы появиться на полках европейских супермаркетов.