Об этом AgroPortal.ua рассказала руководитель чесночной компании СП «УкрАП» и соучредитель «Витаминной коробки» Анна Морозова.
«Подобная ситуация уже имела место три года назад, когда была холодная весна, а потом — очень жаркое лето. Если бы в этом году не подвело качество, то можно было продать гораздо больше чеснока из Украины, поскольку были запросы из разных стран. Есть спрос на украинский чеснок, добавленную стоимость, порошок, черный чеснок из многих стран. При этом хочу отметить, что чеснок обычно идет в комплексе с другой продукцией из-за того, что многие страны не знают, что в Украине есть чеснок соответствующего качества. Поставщики обращаются с запросами на батат, лук и другие овощи, а когда узнают, что есть и чеснок — заказывают и его», — рассказывает Анна Морозова.
Она отметила, что в этом сезоне впервые несколько компаний заложили чеснок на хранение в холодильные камеры с целью продажи в более поздние сроки, когда цены поднимутся.
«Впервые за 10 лет состоялась закладка украинского чеснока на зиму. Это уже свидетельствует о более вдумчивой стратегической истории украинского чесноководства. И это — круто», — считает Анна Морозова.
По ее словам, уже сейчас крупные торговые сети закрыли позицию «украинский чеснок» и соответственно открыли позицию импорта.
«Торговые сети, как правило, работают по принципу наличия продукции, а если на рынке нет продукта или произошли какие-то перебои, то они просто закрывают позицию «украинский чеснок» и дают зеленый свет импорту», — отмечает Анна Морозова.
Цены на чеснок на внутреннем рынке в этом сезоне были на уровне 38-42 грн/кг. Анна Морозова отмечает, что разницы между экспортной и внутренней ценой фактически не было.
«Но вопрос скорее не в цене реализации, а в себестоимости продукции и понимании маржинальности. Уже нет такой волны, чтобы все массово выращивали чеснок, и это правильно. Пришло понимание, что чеснок — это не та культура, на которой можно заработать в первый год, она нуждается в планировании на 3-5 лет. Только рассматривая чесноководство как долговременный проект, можно получить результат», — считает Анна Морозова.
По мнению руководителя проектов Ассоциации производителей чеснока Украины Юлианны Муссы, украинский рынок чеснока развивается неплохими темпами.
«Фермеры научились выращивать чеснок, и уже сегодня с 1 га имеем урожайность минимум 6 т. Есть хозяйства, где собирают 8-10 т/га, а один фермер показал результат 15 т с 1 га. Это действительно исключение для украинского чесноководства», — рассказывает Юлианна Мусса.
По данным Ассоциации производителей чеснока Украины, в 2020 году под чесноком в стране было около 2 тыс. га. На 2021 год прогнозируется увеличение площади до 3,5 тыс. га.
«Задача экспортеров чеснока — увеличить его поставки в страны ЕС, потому что всем известно, что украинский чеснок занимает там уже особое место. Но есть ряд проблем, которые останавливают развитие чесноководства: экспортеры сталкиваются с некачественной продукцией, отсутствием сопроводительных документов и контролем качества от склада до конечного потребителя. Надо понимать, что украинский чеснок не проходит такую обработку, как китайский, который может храниться дольше. Поэтому производителям этого продукта нужно действовать быстро и правильно: хранить надлежащим образом, правильно транспортировать», — отмечает Юлианна Мусса.
По ее словам, в государстве должна быть стратегия по поддержке своего продукта: на время продажи украинского чеснока, а это сентябрь-ноябрь, украинский ритейл должен открыть двери для отечественного производителя.
«Ожидается, что на рынке украинского чеснока будет дефицит, как и в прошлом году. Лучшую продукцию украинские фермеры уже экспортировали, остались небольшие объемы в холодильниках, которые либо законтрактованы, либо будут ждать лучшей цены. Прогнозы в январе и феврале для украинского чеснока — это минимум 150 грн, но может дойти и до 180 грн/кг. Конечно, сегодня Египет и Китай играют значительную роль в импорте своего товара в Украину. Но не надо забывать о качестве», — прогнозирует Юлианна Мусса.
По ее словам, в 2021 году возможны два варианта развития отрасли чесноководства — за счет крупных агрохолдингов, которые будут использовать механизацию, или кооперативов, кластеров, объединений небольших производителей.
«Малый фермер не может обеспечить надлежащим образом хранение продукта, сформировать объемную партию для торговой сети или на экспорт, не имеет четкого понимания, куда продавать свой товар. Только системность поможет в правильной реализации и выведет отрасль чесноководства на новый уровень», — считает Юлианна Мусса.
Людмила Лебедь, AgroPortal.ua