Опыт Германии повторила Канада и многие страны Европы: Австрия, Нидерланды, Дания, Франция, Швейцария и другие.
Об особенностях такой ситемы образования, где и как ее применяют рассказала AgroPortal.ua Татьяна Ищенко, и.о. директора государственного учреждения «Научно-методический центр информационно-аналитического обеспечения деятельности высших учебных заведений «Агроосвита».
Дуальное обучение — это такой вид обучения, при котором теоретическая часть подготовки проходит на базе образовательного учреждения, а практическая — на рабочем месте. По этой форме студент не только учится в учебном заведении, но и приобретает опыт работы в коллективе. Агропредприятия разного уровня (от крупных агрохолдингов до мелких фермеров) делают заказ учебным заведениям на возможность принять конкретное количество будущих специалистов. А сами студенты проходят практику на предприятии без отрыва от учебы.
По дуальной системе обучения усиливается и качественно меняется роль работодателя в образовательном процессе, меняется мотивация студентов к обучению. Ведь студент, обучаясь на конкретном рабочем месте, учится принимать свои первые самостоятельные решения, работать в команде.
Дуальная форма обучения отличается от традиционного обучения тем, что чередуются циклы обучения на предприятии и в учебном заведении.
Например, в Германии учебные профессии в рамках дуальной системы утверждают в тесном сотрудничестве между федерацией, регионами и социальными партнерами. Сама профессиональная подготовка ориентируется на требования рынка труда. Обучение на предприятии относится к компетенции федерации и осуществляется в условиях, отвечающих современным техническим, технологическим требованиям и на современном оборудовании. В зависимости от профессии обучение длится от 2 до 3,5 лет. Студенты получают денежное вознаграждение от предприятия.
Кроме того, в Германии считается достижением то, что среди безработных нет выпускников аграрных колледжей, которые проходили подготовку по дуальной форме обучения.
Как переходить на дуальную систему:
Изучив опыт подготовки специалистов для аграрной отрасли в ведущих странах Европы, мы пришли к выводу, что дуальная форма организации образовательного процесса является наиболее эффективной для подготовки кадров для АПК в колледжах, техникумах и училищах. Но начать нужно с пилотного проекта внедрения дуальной формы обучения в тех учебных заведениях, где руководитель и коллектив имеют понимание и желание важности и актуальности этого вопроса.
Выгоды для учебных заведений, студентам, бизнесу
Начинать нужно с пилотного проекта внедрения дуальной формы обучения. Нельзя «насаждать» это «сверху» во все учебные заведения.
Главная выгода — это выгода, прежде всего, для студента, который адаптирован к работе на конкретном рабочем месте, практически подготовлен и профессионально направленный. Выпускник сразу после окончания учебного заведения может представить потенциальному работодателю многолетний опыт работы по специальности, большинство выпускников имеют возможность остаться работать на базовом предприятии.
Бизнес получает профессионально подготовленного специалиста, который умеет работать в команде, принимать самостоятельные решения и брать на себя ответственность, а учебное заведение обеспечит выполнение главной функции — качественной подготовки кадров для агропромышленного комплекса.
Опыт Украины
Элементы дуальной формы обучения имели место всегда. Закон Украины «О высшем образовании» дает возможность изменить подход к подготовке кадров, предусматривая взаимодействие между всеми уровнями образовательной системы, науки и производства. Учебные заведения имеют право самостоятельно определять формы обучения и формы организации образовательного процесса. Вместе с тем такая система образования в Украине требует нормативно-правового урегулирования.
Наталия Помянская, AgroPortal.ua