Об этом сообщают участники медового рынка, пишет Agri-Gator.
Украинские экспортеры меда объясняют ситуацию укреплением национальной валюты Украины по отношению к доллару и евро. Поскольку украинский мед экспортируется преимущественно в США и Евросоюз, то оплата за него поступает соответственно в долларах или евро, а это значит, что каждый килограмм экспортируемого меда стоит меньше в гривне, даже если цена в валюте не меняется.
Но уменьшение цены на мед не привело к уменьшению предложения меда на рынке. Скорее наоборот — пчеловоды говорят, что на заводы по переработке меда стоят очереди пчеловодов, которые готовы соглашаться на более низкие цены, потому что боятся, что цена упадет еще больше. Ведь сейчас они готовят пасеки к зимнему сезону и им очень нужны деньги.
Розничная цена на мед также пошла вниз — в течение последних недель она упала с 130-150 грн/кг до 100 грн/кг и даже ниже. При этом пчеловоды, продающие мед в розницу, отмечают, что продажи меда от снижения цены не растут, а, наоборот, только падают.
«Пасечники Украины в отчаянии. Они обвиняют в этой ситуации и экспортеров меда, которые, по их словам, наживаются на пчеловодах. Очень часто звучит мнение о том, что в низких ценах на мед виноваты кондитеры, которые продают дешевые кондитерские изделия и очень агрессивно их рекламируют. В результате, дети с детства не знают вкуса меда, и следующее поколение вообще не будет покупать натуральный и полезный мед для потребления, отдавая предпочтение дешевым и вредным для здоровья изделиям из сахара», — цитирует издание пчеловодов.
Производители меда говорят, что они будут сокращать количество ульев, потому производство меда становится невыгодным из-за таких цен. Некоторые из них наоборот говорят, что единственным выходом из ситуации будет увеличение масштабов производства и максимальная механизация процессов производства меда, чтобы уменьшить затраты труда и снизить себестоимость производства.
Эксперты отмечают, что помочь пчеловодам может также развитие рынка услуг опыления сельскохозяйственных культур, а также более эффективный экспортный маркетинг медовых продуктов, который бы позволил поднять ценность украинского меда в глазах потребителей всего мира.