АО «Укрзализныця» с 1 августа изменило методику обсчета вагонной составляющей в стоимости грузоперевозок в вагонах собственного парка по территории Украины, фактически переводя ее на общепринятые прозрачные рыночные стандарты.
Об этом говорится в сообщении компании.
Ранее для вычисления вагонной составляющей в стоимости перевозок грузов вагонами «Укрзализныци» использовалась методика, согласно которой срок использования вагонов определялся делением расстояния перевозки на нормативную скорость доставки груза. Указанная нормативная скорость много лет составляет 200 км/сутки для повагонных отправлений и 320 км/сутки для маршрутных отправлений.
«В то же время последние 10 лет фактическая скорость движения вагонов значительно меньше нормативной скорости из-за износа железнодорожной инфраструктуры, подвижного состава и увеличения количества операторов вагонного парка на сети.
Таким образом, при применении нормативной скорости в расчете срока использования вагонов количество рассчитанных суток использования вагона совершенно не соответствовало действительности. К примеру, на рынке использования грузовых вагонов в это же время действует другая методика, которая привязана к фактической скорости движения вагонов на разных маршрутах», — пояснили в компании.
Более того, разница в методиках расчета стоимости использования вагонов частных операторов и АО «Укрзализныця» позволяла некоторым игрокам на рынке манипулировать стоимостью вагонов и необоснованно повышать ставки за использование собственных вагонов.
«Именно поэтому компания приняла решение перейти на рыночный механизм вычисления вагонной составляющей стоимости грузовых перевозок с учетом фактической скорости движения вагонов. Что в результате унифицирует этот процесс и уберет поле для манипуляций и нечестной, неконкурентной борьбы...» — добавили в компании.
В УЗ отметили, что действительно в августе 2022 года грузовладельцы почувствуют рост вагонной составляющей в стоимости перевозок грузов вагонами «Укрзализныци», ведь фактически при расчете резко возрастет количество дней использования вагонов, а ставки платы останутся на текущем уровне.
Однако с повышением стоимости использования вагонов УЗ ожидается уменьшение спроса на вагоны в текущем месяце, а за счет уменьшения коэффициента утилизации вагонов ожидается уменьшение ставок платы до рыночного уровня.
«Отдельно подчеркиваем, что нормативная скорость доставки грузов не меняется и составляет по-прежнему 200/320 км/сут. Таким образом, «Укрзализныця» как ответственный перевозчик несет обязательство доставки грузов в установленные сроки, и никаких изменений в этом вопросе не планируется. Указанные изменения относительно применения фактической скорости движения вагонов касаются исключительно расчета стоимости использования вагонов «Укрзализныци», — добавили в компании.