Укркондпром: Рост тарифов на вагоны «убьет» экспорт

17 июля 2018, 08:00 4231

Повышение ставок оплаты за использование собственных вагонов ОАО «Укрзализныця» почти в четыре раза за последние 5 месяцев 2018 г. нанесет мощный удар по украинскому экспорту.

Такое заявление сделал председатель ассоциации «Укркондпром» Александр Балдынюк, комментируя решение «Укрзализныци» об очередном повышении ставок.

Вызывает беспокойство утверждение правлением ОАО «Укрзализныця» такого резкого повышения ставок платы за использование вагонов, без расчета влияния логистических затрат экспортеров на динамику украинского экспорта.

«Поднимать цены на свою продукцию такими темпами, как растет стоимость транспортных расходов, украинские производители не имеют возможности, чтобы не потерять конкурентоспособность на внешних рынках. Предметом особой тревоги грузоотправителей является значительное повышение тарифов на фоне транзитной войны с Россией, которая заблокировала транзит по своей территории для украинских товаров, а транспортировка по альтернативному маршруту уже привела к увеличению логистических расходов на 40% при экспорте украинских товаров в страны Центральной Азии», — отмечает Александр Балдынюк.

По его словам, экспортеры понимают, что «Укрзализныця» находится в сложном финансовом состоянии. Но решать эту проблему нужно, в первую очередь, за счет повышения эффективности работы УЗ, а не только перекладывать ответственность за неэффективное использование имеющихся ресурсов на потребителей услуг, без улучшения качества этих услуг.

«При этом экспортеры кондитерской продукции испытывают дефицит изотермических вагонов, без которых невозможно экспортировать товары, требующие специального температурного режима хранения и транспортировки. Ведь, несмотря на увеличение тарифов, «Укрзализныця» в последние годы не пополняла свой парк вагонами этого типа, а у частных владельцев таких вагонов нет. То есть об установлении рыночной цены за использование вагонов этого типа вообще речь не идет, ведь УЗ устанавливает плату за их использование исключительно по своему усмотрению, при этом не улучшая качество своих услуг», — отмечает Александр Балдынюк.

В ассоциации «Укркондпром» отмечают, что фактически происходит улучшение финансового состояния «Укрзализныци» не за счет системного реформирования и оптимизации процессов, а просто за счет изъятия дополнительных средств из других отраслей из-за повышения тарифов. В краткосрочном периоде такая политика может показать улучшение финансового состояния УЗ, но неизбежное падение объемов экспорта приведет к сокращению грузоперевозок железнодорожным транспортом.


Для справки: с 28 июля 2018 г. вводятся в действие новые ставки платы за использование собственных вагонов перевозчика ОАО «Укрзализныця» и платы за пользование вагонами перевозчика ОАО «Укрзализныця» за пределами Украины.

Ранее, с 19 февраля 2018 года, «Укрзализныця» уже повышала эти ставки, в результате чего вагонная составляющая тарифа на железнодорожные грузовые перевозки выросла, в зависимости от типа вагона, примерно в три раза.

К тому же с 31 октября 2017 г. тарифы «Укрзализныци» на грузоперевозки были повышены на 15% в соответствии с приказом Министерства инфраструктуры от 20 октября 2017 №357 «О внесении изменений в коэффициенты, применяемые к сборнику тарифов на перевозку грузов в пределах Украины и связанные с ним услуги».