С началом полномасштабного вторжения россии и закрытием морских портов Украины объем перевозки контейнерами сократился в 5-7 раз. Это критически сказалось на производстве и экспорте соответствующей продукции, которая может экспортироваться с помощью контейнеров, а стоимость такого способа экспорта из Украины существенно возросла и сегодня почти вдвое превышает стоимость аналогичных перевозок из соседних стран, в частности Польши и Румынии.
Об этом сообщают в Украинской ассоциации аграрного экспорта (УААЭ).
Причинами сокращения экспорта с помощью морских контейнеров и рефконтейнеров эксперты называют два ключевых фактора. Первый — отсутствие гарантий для страховщиков при страховании морских контейнеров и рефконтейнеров, которые ввозятся и находятся на территории Украины (пустые и с грузом), а, следовательно, владельцы контейнеров перекладывают свои риски на украинских экспортеров. Вторым фактором является отсутствие достаточной инфраструктуры для обслуживания морских контейнеров и рефконтейнеров за пределами заблокированных морских портов на территории Украины, в частности мест стоянки загруженных рефконтейнеров.
Отмечается, что в результате начала действия зерновой инициативы и принятия постановления Кабинета Министров Украины от 26.05.2023 №548 о предоставлении гарантий владельцам судов в случае их повреждения или уничтожения экспорт аграрной продукции путем загрузки судов—балкеров существенно увеличился, в то же время экспорт морскими контейнерами и рефконтейнерами не претерпел изменений по вышеизложенным причинам.
Именно поэтому председатель УААЭ Дмитрий Крошка на межведомственном совещании по поиску альтернатив зерновой инициативе и решению экспортных проблем в аграрной отрасли поставил вопрос о решении проблем контейнерных перевозок аграрной продукции и продуктов питания путем распространения действия государственных гарантий по компенсации вреда, причиненного в результате вооруженной агрессии россии против Украины и военных действий на территории Украины, на морские контейнеры и рефконтейнеры, а также выплаты компенсаций их владельцам в случае их уничтожения или повреждения.
Кроме того, был инициирован вопрос перед Мининфраструктуры по созданию мест для простоя морских контейнеров и рефконтейнеров, как пустых, так и загруженных, за пределами заблокированных морских портов Украины.
По всем инициативам Украинская ассоциация аграрного экспорта направила соответствующие официальные обращения.