Бизнес призывает отменить ограничения на иностранные вагоны в Украине

24 марта 2025, 08:00 2266

Европейская Бизнес Ассоциация (ЕБА) считает необходимым восстановить равные условия предоставления услуг по перевозке грузов внутри Украины, в частности с возможностью эксплуатации иностранных вагонов.

Согласно сообщениям «Укрзализныци» (УЗ), с 16 марта вагоны иностранных железных дорог, а также собственные вагоны приписки других железнодорожных администраций допускаются к использованию только для международных перевозок грузов, сообщает пресс-служба ЕБА.

По мнению бизнеса, такие ограничения создают неравные условия на внутреннем рынке, ведь они не распространяются на иностранные вагоны в управлении УЗ. Как сообщают компании-члены ассоциации, это не первая попытка «Укрзализныци» остановить эксплуатацию грузовых вагонов приписки иностранных железных дорог. Похожие события уже имели место в сентябре 2024 года, но после резкой реакции бизнеса и профильных ассоциаций соответствующие решения были приостановлены.

Эксперты ассоциации утверждают, что вопрос эксплуатации в пределах Украины собственных грузовых вагонов, в том числе приписки железнодорожных администраций стран СНГ и Балтии, кроме государств под санкциями, полностью урегулирован нормами национального законодательства.

«С началом военной агрессии рф против Украины украинские грузоотправители и операторы были вынуждены привлекать вагоны европейских стран, в частности стран Балтии, инвестировали в ремонт и эксплуатацию таких вагонов. Это был вынужденный шаг из-за критического дефицита исправного подвижного состава «Укрзализныци», низких скоростей движения по сети, неконкурентных ставок за использование собственных вагонов УЗ. Тогда это помогло обеспечить бесперебойные грузоперевозки, которые не смогли быть выполнены национальным перевозчиком в полном объеме», — напомнили специалисты. 

По их словам, введенное ограничение по использованию иновагонов вызывает непонимание и обеспокоенность грузоотправителей и операторов грузовых вагонов, которые считают такие действия не вполне обоснованными, поскольку их следствием может стать искусственный дефицит погрузочных ресурсов, антиконкурентные действия на рынке и, наконец, подорожание грузоперевозок и ухудшение конкурентоспособности украинских товаров на глобальных рынках.

На прошлой неделе бизнес обратился в соответствующие органы с просьбой предоставить разъяснения по этой ситуации участникам рынка, грузоотправителям и операторам. Дополнительно ассоциация просит приостановить действие упомянутых ограничений на время исследования ситуации.

Эксперты Европейской Бизнес Ассоциации предлагают обсудить возможность использования подвижного состава приписки других железнодорожных администраций с согласованием типового соглашения об использовании грузовых вагонов во внутреннем железнодорожном сообщении Украины и обеспечении их интероперабельности.