В 2015 г. большую часть экспорта составили замороженные ягоды, выручка от реализации достигла $9,4 млн, на втором месте свежие ягоды — $3,1 млн.
По мнению заместителя директора ГП «Укрпромвнешэкспертиза» Сергея Поважнюка, основная доля произведенных в Украине ягод (примерно 80%) потребляется непосредственно домохозяйствами и не попадает на рынок. Объемы экспорта — незначительны, в 2015 г. на внешний рынок поставлено всего 615 т. При этом урожайность ягодных культур в Украине на 7-20% ниже, чем, например, в соседней Польше. Это объясняется незначительной долей выращивания новых высокопродуктивных сортов.
Тем не менее, в Украине есть потенциал для развития экспорта ягодной продукции. Страна имеет конкурентные преимущества в выращивании трудоемких ягодных культур, таких как черника, ежевика, голубика, малина.
«Именно эти ягоды являются основным продуктом для экспорта в страны Европейского Союза», — считают в ГП «Укрпромвнешэкспертиза».
К основным странам-потребителям украинских свежих ягод относятся Польша ($1,6 млн) и Нидерланды ($1,3 млн). Что касается замороженных ягод, то Украина экспортирует: в Польшу ($3,4 млн), Германию ($1,0 млн), Австрию ($0,7 млн), Нидерланды ($0,5 млн), Францию ($0,4 млн).
Эксперт «Укрпромвнешэкспертиза» Николай Мостовяк также назвал основные конкурентные преимущества украинских производителей ягод на рынке ЕС:
По его словам, наряду с преимуществами рынка ЕС существуют определенные препятствия для украинских экспортеров:
Для справки: ГП «Укрпромвнешэкспертиза» является ведущей компанией Украины по изучению украинских и международных рынков, подготовке решений по развитию бизнеса, исследований промышленности и промышленной политики. Деятельность ГП началась в 1993 г. К компетенции ГП «Укрпромвнешэкспертиза» относятся консультирование по вопросам развития бизнеса, выполнения маркетинговых исследований, разработка бизнес-планов и инвестиционных меморандумов, проведения конъюнктурно-ценовых исследований и т.п.