Такое мнение высказала владелица и CEO компании 46 Parallel Wine Group, генеральный директор «Инкерман Украина» Анна Горкун.
Она отмечает, что в этой сфере задействовано около 200 тыс. человек. Она также обеспечивает занятость в логистике, рознице, HoReCa. С винодельческой отраслью также неразрывно связаны стекольное, бумажное и картонное производства. При этом в период с 2014 по 2018 год, согласно данным Госстатистики, общая площадь виноградников в Украине сократилась на 6 тыс. га (с 49 до 43 тыс. га).
«Причина прежде всего в том, что, несмотря на усилия украинских виноделов, бренд «украинское вино» пока еще не сформировался. При прочих равных условиях потребитель порой выбирает недорогие импортные позиции, отдавая им предпочтение перед украинскими в том же ценовом сегменте. Соответственно, продажи украинских вин не растут», — объясняет эксперт.
Такие процессы, по мнению Анны Горкун, не лучшим образом влияют на отрасль: выкорчевываются виноградники, сокращаются рабочие места, уменьшаются отчисления в государственный бюджет.
«Если не изменить эту ситуацию, украинскому виноградарству и виноделию будет трудно выжить. Уже сейчас большинство винодельческих предприятий в Украине убыточны и нуждаются в государственной поддержке: сегодня, как никогда, необходима программа развития отрасли на ближайшие 5-10 лет», — считает она.
Критичность ситуации в отрасли подчеркивает и анализ ценообразования: порядка 90% тихого вина, которое произведено в Украине, продается по цене меньше 100 грн за бутылку.
«Это та цена, в рамках которой малый и средний винодельческие бизнесы просто не смогут получить возможность инвестировать в развитие и продвижение, получить прибыль и произвести качественное вино, уплатив налоги и счета поставщиков, дистрибьюторов и сетей.
Итак, ситуация в отрасли непростая. Для производства качественного вина (а такой потенциал у нас есть) нужны инвестиции и капитал, который сами виноделы, к сожалению, не могут сформировать на таком низкомаржинальном продукте. Мы, как производители, не ждем инвестиций и понимаем, что спасать необходимо в первую очередь крупные предприятия, от которых зависит порой благосостояние целых регионов. Также мы понимаем, что ожидать монетарной помощи от государства — необоснованно», — объясняет эксперт.
Анна Горкун считает, что для спасения отрасли сейчас необходимы три шага.
«Действие № 1: отмена акциза на тихие и игристые украинские вина. Это позволит приблизить Украину к нормам и стандартам, по которым ЕС регулирует свои винодельческие рынки, а также сделает украинский продукт более доступным для отечественного потребителя», — отмечает она.
Действие № 2: воссоздание специального фонда, в который будут осуществляться отчисления от розничной продажи вин, как это ранее было с 1,5% сбором. На данный момент фактически происходит уплата двух акцизов: акцизного налога, подтвержденного акцизной маркой, и налога на розницу. Вместо того, чтобы полностью отправлять эти отчисления в местные бюджеты, как это происходит сейчас, их следовало бы разделить: половину оставить в местных бюджетах, половину — отправлять в спецфонд, который будет финансировать системное развитие отрасли: участие виноделов в экспортных выставках, посадку новых виноградников, покупку средств для их обработки и украинской техники, учебные программы. Из этого же бюджета можно финансировать развитие и поддержку бренда «украинское вино», который нацелен на создание положительного имиджа украинского вина на внутреннем рынке, предлагает эксперт.
«Действие № 3: помощь в выходе на международные рынки. Как этому может поспособствовать государство? В первую очередь, благодаря созданию зон свободной торговли», — добавляет она.
Анна Горкун отметила, что Украина пока не реализовала Договор о зоне свободной торговли с Турцией. При том, что украинские граждане даже сейчас, в период карантина, активно посещают Турцию, часто как туристы, и тратят деньги в этой стране, мы пока не имеем возможности пользоваться преференциями, которые дает зона свободной торговли. Для сравнения, соседняя Молдова успешно реализовала такой договор и, при значительно меньшем туристическом потоке, уже получила возможность экспортировать свои вина на турецкий рынок с нулевой пошлиной.
«Эти несложные «упражнения в три действия» позволят бизнесу продержаться в период создания долгосрочной стратегии развития отрасли, не являются конфликтами для всех участников рынка — от производителей до конечных точек продаж, импортеров и дистрибьюторов, а также показывают волю государства в вопросе создания инвестиционно привлекательного климата в этом секторе экономики», — подытожила Анна Горкун.
AgroPortal.ua по материалам «НВ»