ТОП-10 составляющих проекта молочных ферм от Данон

09 марта 2016, 07:12 6878

Иметь молочный семейный бизнес, который приносит прибыль — возможно ли такое в Украине? Ответить на этот вопрос взялись в компании «Данон». Уже несколько лет команда внедряет в жизнь проект по созданию молочных ферм.

Об их становлении, о потенциальных участниках и о том, как всё это связано с качеством украинского молока и европейскими потребителями, рассказывает директор по закупкам «Данон» в Украине Ирина Кухтина.

О том, почему наше молоко до сих пор не в Европе

Украинской молочной промышленности для выхода на европейский рынок в первую очередь не хватает хорошего, качественного молока. За год Украина производит его около 10 млн т. По ГОСТу есть 4 сорта:  второй, первый, высший и экстра. Первые два по меркам Европы попросту несъедобны, а такого молока в Украине больше 70%. Наиболее качественный сорт — экстра — составляет всего 10% от общего количества. С учетом того, что мы его и внутри страны реализуем, нам на европейский рынок особо не с чем выходить. Если мы сейчас решим всё наше хорошее молоко взять и отправить в Европу, возникает вопрос: а что наши люди будут пить?

О качестве молока

Структура отечественного молочного рынка на 75% состоит из молока от населения. Это и есть корень проблемы. У нас многие люди держат по 1-2 коровы, и в принципе это не является для них полноценным источником существования, скорее, это часть их образа жизни. Поэтому далеко не все задумываются о гигиене, о правильном охлаждении и т.д. Можно плохо помыть руки, вымя, бидон, поставить молоко в тепле. А всё это влияет на качество продукта. Для его определения существуют различные параметры.

Например, количество соматических клеток. Они попадают в молоко из вымени коровы, и если животное болеет, то их становится значительно больше. Молоко загрязняют и  антибиотики, используемые при лечении коров. Еще один показатель качества — бактериальная обсемененность, т.е. содержание бактерий в 1 см³. В Европе молоко, в котором обнаружено больше 300 тыс. бактерий на 1 см³, считается некачественным, грязным. У нас в продукции второго сорта может быть выявлено до 3 млн бактерий, в первом сорте — до 500 тыс, в высшем — до 300 тыс., а в сорте экстра — меньше 100 тыс.

Показателен такой реальный пример из далекого прошлого. Когда в Украине на одном из локальных производств  запускалось одно из первых производств йогрутов, то европейский специалист, который приехал на запуск линии, так и не смог ее запустить. Молоко было настолько загрязненным, насыщенным бактериями, что даже не сквашивалось.

Когда мы начинали работу с молочными кооперативами, в 2010 году тесты на бактериальную обсемененность от населения показывали по 5-7 млн бактерий. Сейчас в Херсоне от крупных ферм мы получаем молоко, в котором их стабильно меньше 100 тыс. Когда животное здорово, содержится в комфортных условиях,  происходит автоматическая дойка, молоко сразу охлаждается и правильно транспортируется от фермы до завода — у него и другой вкус, и другие свойства.

Об идее молочных ферм

Проект с кооперативами зарождался, как идея улучшить качество огромного сегмента молока от населения. Проходил он в 3 этапа, мы начали с создания кооперативов, для того чтобы людей  объединять и, хотя бы,  обеспечивать минимальные условия, чтобы молоко собиралось и правильно охлаждалось.

Потом на базе кооперативов мы стали знакомиться с семьями, которые действительно готовы заниматься этим всерьез. Появились люди, у которых не 1-2, а по 5-6 коров. Сейчас идет третий этап этого проекта, который мы фокусируем на создании большего количества семейных ферм, в которых будет от 10 до 20 коров в каждой.

О критериях отбора

У нас изначально был ряд требований, сформированный с учетом того, что это должно быть «долгоиграющее»  предприятие, экономически выгодное для фермеров. Основные требования таковы: участники  семейных ферм — достаточно молодые люди,  желательно  до 45-50 лет, у них должно быть минимум 5-6 коров и земля в собственности не меньше, чем по 1 га на корову. Это нужно для того, чтобы самим выращивать корма. На 1 семейную ферму с 10 коровами мы рассчитываем потратить около $6 тыс. Эти деньги  мы вкладываем в охлаждение, вентиляцию, электричество, но реконструкцию самого здания производит фермер самостоятельно.

Если  у нас есть кандидат, мы подписываем с ним меморандум о включении его в проект, он начинает строительство или реконструкцию фермы, а когда завершает — мы выполняем свои обязательства, и  поставляем  холодильное оборудование, вентиляцию, систему доения. Человек, который построил ферму, понимает, что это — его, он хозяин. Это имеет даже психологический эффект того, что все сделано самостоятельно, поэтому и ценится особо.

Раньше  много было т.н. «браунфилдов» (переоборудование или строительство на основе  готовых корпусов — ред.), когда народ свои же сараи перестраивал  и т.д. Сейчас всё больше хотят построить с нуля. Новые фермы, которые мы открывали в декабре выглядят очень современно и впечатляюще.

О социальной значимости проекта

Есть разные страны, разные фермы. Мы создали свою модель, и если она заработает, мы покажем, что в наших условиях семейное предприятие с 10-20 коровами может существовать финансово, быть устойчивым и приносить достаточный доход для нормальной жизни семьи.  Дальше такие фермы будут появляться сами.

Люди в селе — очень прагматичные. Они как рассуждают? «Если у соседа всё хорошо, он зарабатывает деньги, я посмотрю, что он делает, и тоже это смогу». Поэтому мы вместе с партнерами и планируем до июня 2017 г. создать 206 молочных ферм, чтобы это было наглядно, чтобы люди могли прийти, обо всём спросить и всё сами увидеть. У нас есть такие семейные предприятия, которые работают по 4-5 лет, они развиваются, а фермеры ездят, делятся опытом.

О польском опыте

Если проводить какие-то параллели, то в Польше примерно 7 лет назад была такая же ситуация. У них тоже более 70% рынка — это мелкие хозяйства, в которых от 1 до 4 коров. Сейчас очень сильно изменилась ситуация в плане сегментирования, и как раз в сторону укрупнения. Крестьян, у которых осталось до 4 коров — около 35%, тех, у кого до 10 коров — 23-25%, и сейчас уже у них существует такой сегмент — небольшой, конечно, по сравнению с остальными, — семейные фермы порядка 100 коров.

Средняя семейная ферма в Польше — 16 коров. Но при этом в общей структуре рынка молока это сегмент составляет почти 80%. То есть это работает. Однако по сравнению с поляками наши условия несколько жестче – у наших семейных ферм нет поддержки.  Поэтому мы стараемся разработать именно такую модель, чтобы она работала вне зависимости от наличия или отсутствия помощи. Задача несколько более сложная, но выполнимая.

Из планируемых 206 ферм 60 мы уже имеем и видим прекрасные примеры того, что всё это возможно. У нас даже несколько недель назад на юге появился первый кооператив, который состоит исключительно из семейных ферм. Их 5, у каждой — не менее 5 коров, и вот они объединились. Это наша первая ласточка и мы ими очень дорожим.

О финансировании проекта

За 7 лет — с 2010 по 2017 гг. — в проект семейных ферм будет вложено 6,5 млн евро. Это деньги нескольких партнеров:  «Данон Экосистем Фонд», Heifer International Ukraine, который сейчас здесь работает как «Добробут Громад», CIDA/SOCODEVI. В прошлом году мы получили поддержку от USAID — благодаря им появилась возможность создать на 100 ферм больше, чем планировалось.

Дата окончания проекта — июнь 2017 года. К этому времени должны быть освоены все запланированные средства. Но всякая идея проекта — это пусковой механизм. Он должен сработать, дать толчок, а дальше всё должно развиваться самостоятельно. Проект не финансирует на 100% создание семейных ферм, потому что мы уже сталкивались с таким: когда всё дается бесплатно — люди к этому совершенно по-другому относятся, всё совсем по-другому ценится. Поэтому это только помощь, принять решение и начать строительство фермер должен сам.

О сложностях

Это серьезный социальный эксперимент в нашей стране. Всего над проектом трудится примерно 20 человек из разных партнерский организаций. Они ищут кандидатов, рассказывают им, осуществляют ветеринарную поддержку, контролируют и делают еще очень многое как до открытия ферм, так и после запуска. Ведь работа над качеством молока начинается именно после запуска фермы.

Изначально мы двигались медленными шагами. Когда 2-3 года назад начали заниматься семейными фермами, был десяток предприятий, можно было по очереди их посещать, разговаривать с фермерами. Когда за год нужно создать 100 ферм — это совершенно другая динамика. Поэтому мы внутри нашей команды перераспределили обязанности, чтобы более эффективно идти к общей цели. В проект вовлечено много людей, а это значит, что и договариваться уже сложнее.

Если говорить с точки зрения рисковости проекта, под это дело ни один банк никогда денег не даст... Семейная ферма существует за счет людей, которые ее содержат, а они не вечные. Имущество свое в залог фермеры не отдадут. Поэтому-то проект является социальным. Деньги, которые вкладываются в фермы – невозвратные. Это не бизнес-инвестиция в чистом виде. Это инвестиция в будущее Украины и именно Украина будет получать от этого дивиденды в виде независимых и обеспеченных селян, качественного молока и более развитой инфраструктуры сел. Ведь вся деятельность в проекте осуществляется через кооперативы. А одним из 7ми принципов кооперации является забота об обществе.

О том, почему выгодно объединяться

Кооператив — это консолидация людей и общих усилий с целью удовлетворения своих общих экономических, социальных и культурных потребностей и чаяний. Есть у человека 10 коров и земельный участок, а денег на трактор или дорогостоящее оборудование — нет. Да и не будет он этим пользоваться единолично на 100%. Опять же, консультантов привлечь или анализ кормов, например, сделать — выгоднее всё это делать коллективно.

Сейчас у нас 17 кооперативов, которые объединяют семейные фермы. При этом важно, чтобы, сдавая молоко, человек знал всю цепочку ценообразования: не только по какой стоимости он сдает молоко кооперативу, но и кооператив – предприятию. В кооперативе всё должно быть прозрачно. Один из основных принципов кооперации – это развитие инфраструктуры. Если в селе сильный кооператив – это видно по состоянию дорог, по наличию спортивного клуба, по детскому саду, по больнице, по людям. Разумеется, это в том случае, если люди действительно объединяются ради общей цели, если это настоящая кооперация.

О том, к чему стремится проект

Для нас один из KPI проекта (показатель эффективности, достижения успеха ред.) — чтобы к июню 2017 года иметь всё молоко высшего сорта. Когда стабильно будем получать от кооперативов такую продукцию, сможем перейти на оплату, которую практикуем с большими фермами — отдельно выплачивать премии за белок и жир, сейчас платим только за жир и термостойкость.


Алла Стрижеус, Валентина Ковальчук, AgroPortal.ua