Сегодня в Украине работают 11 маслоэкстракционных заводов. В сутки они перерабатывают 10 тыс. т подсолнечника, в среднем производится 4,5-5 тыс. т подсолнечного масла. Большинство маслоэкстракционных заводов не работают, поскольку практически 98% масла экспортировалось через порты, которые сегодня заблокированы.
Об этом AgroPortal.ua сообщили в ассоциации «Укролияпром».
«Масличная отрасль в Украине сегодня столкнулась с двумя проблемами. Первая — логистическая. Если зерно экспортируют миллионами тонн, то подсолнечного масла в апреле удалось вывезти всего 151 тыс. т, а шрота — вообще 44. Но для того, чтобы завод работал, нужно, чтобы эти показатели были одинаковыми. Если в сутки отгружается 30 вагонов подсолнечного масла и 20 — шрота, этого недостаточно»
Такой дисбаланс приводит к тому, что переработка не может включиться на полную, и соответственно производители подсолнечного масла не могут купить подсолнечник.
Второй проблемой, которую отмечают в ассоциации «Укролияпром», является перенасыщенность внутреннего рынка, невозможность продавать и покупать сырье у аграриев. Все это обусловлено проблемами с логистикой.
В ассоциации по новому урожаю сейчас никаких прогнозов не дают, поскольку неизвестно, сколько посеют и соберут.
Ценовая политика на подсолнечное масло сегодня более или менее взвешенная, например, «Олейна» продается по 57 грн/л. Сегодня идет активный поиск маршрутов вывоза продукции, поскольку на нее в Европе сейчас настоящий ажиотаж.
«Нам работать еще до 1 сентября, за это время можно еще 1,5-2 млн т подсолнечника переработать. Если удастся решить вопрос по увеличению продаж, это снизит нагрузку на аграриев, ведь у них огромные запасы подсолнечника, который непонятно, куда девать», — отметили в «Укролияпром».
Производители подсолнечного масла отмечают, что, несмотря на существенные логистические проблемы с вывозом готовой продукции, заводы работают. Проблем с сырьем нет, ведь часть перерабатывающих предприятий остановлена, поэтому предложение подсолнечника превышает спрос. При этом предприятия по производству подсолнечного масла пока не заключают форвардные контракты с фермерами на подсолнечник нового урожая.
У некоторых производителей есть готовая продукция на складах, но в нынешней ситуации доля экспорта из-за проблем с логистикой снизилась. И сейчас у производителей нет ясного понимания, что будет с рынком в новом сезоне и какой объем продукции сможет освоить логистика.
При этом игроки масличного рынка отмечают, что если логистическая проблема не решится, то подсолнечник и шрот будут относительно дешевыми. Заводы будут работать не все, не на полную мощность и циклично, ориентируясь на вывоз продукции по схеме: забили емкости — остановились — вывозят продукцию — запустились.
Татьяна Ярмоленко, AgroPortal.ua